Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Исследовательская работа "Наш музей"

 

МКОУ «Быковская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченского района Курской области

 

                                Исследовательская работа

 

                                                         Выполнил: Калинина Валерия, 14 лет , обучающаяся 8 класса,

                                                                   член совета музея,

                                                Консультант: Маркова Валентина Николаевна,

                                                                    учитель истории и обществознания,

                                                                    руководитель историко-краеведческого музея

                                                                    МКОУ «Быковская СОШ»

                                                             2016 г

                          

    Оглавление.

1.Введение

2.  Роль школьного  музея в изучении истории родного края.

3. Этапы становления музея МКОУ «Быковская СОШ»

4. Заключение.

5. Библиография.

Введение.

В исследовательской работе «Наш музей» мы хотели рассмотреть историю создания музеев в нашей стране и этапы становления в Быковской  школе.

Цель работы:

- выявить органическую связь музеев с учебно-воспитательным процессом;

- участие обучающихся в поисковой и исследовательской работе.

В ходе работы будут решаться поставленные задачи:

$1·        Определить роль музеев в изучении истории родного края,

$1·        в воспитании  уважения  к памяти прошлых поколений,

$1·        в  бережном  отношении  к культурному и природному наследию,

$1·        воспитание патриотизма у подрастающего поколения

Методы исследования  следующие:

- интервьюирование;

- экспедиции по сбору экспонатов;

- встречи со старожилами и интересными людьми

Актуальность изучения истории родного края в государственных муниципальных образовательных учреждениях  посредством работы музеев обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций школы в современных социокультурных  условиях.

Краеведение – одно из важных средств  связи обучения и воспитания с жизнью. Оно помогает приблизить обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе.

Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1917 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились". К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце века в России создаются около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музея горячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербурге появляется совершенно новый тип музея - педагогический музей. Основу его собрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи.

В разные периоды истории нашей страны детские, школьные музеи переживали подъёмы и спады. Также подъёмы и спады переживали и исследования, посвящённые особенностям школьных музеев, их основным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги, музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям как хранителям социальной памяти поколений. Т.Ю. Юренева в монографии "музей в мировой культуре" впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, прослеживает эволюцию музейных учреждений.

В.Е. Туманов в книге "Школьный музей", предназначенной для педагогов, знакомит читателей с проблемами и методами организации и деятельности школьных музеев. В книге делается попытка осмысления и трактовки термина "школьный музей".

Известный в кругу специалистов музейного дела кандидат педагогических наук, ведущий сотрудник Российского института культурологи, директор Детского музея г. Москвы М.Ю. Юхневич, представил концепцию развития школьных музеев в современных образовательных системах, обобщил материал о музейно-педагогических традициях с середины XIX века, раскрыл сущности культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрел проблемы взаимодействия музея со школой. Автор посвятил серию книг, методических пособий ("Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России", "Я проведу тебя в музей", "Школьный музей на рубеже веков", "Детский музей: прошлое и настоящее") данным проблемам.

 Проблемам внедрения новых музейных технологий, интерактивных занятий посвящают свои исследования Е.Г. Артёмов, Л.А. Васильева, М.В. Куликова, Т.Н. Казанцева.

 

Правовой основой деятельности школьных музеев являются Письмо Министерства образования и науки РФ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 год

В современном понимании музей - это:

Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;

Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;

Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий.

Музей понимается как учреждение, собирающее, хранящее и демонстрирующее предметы истории, культуры.

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей

2013 год  для нашей Курской области и Горшеченского района имеет особое значение . Летом мы будем отмечать 85-летие образования Горшеченского района и 70-летие Курской битвы. Этим событиям посвящена наша исследовательская  работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи  посредством школьного музея.

 

Д.С.Лихачев писал: «Если человек равнодушен к старым улицам, значит,   у него нет любви к своему  городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны,  значит,   он равнодушен к своей стране»…1

Приобщить подрастающее поколение к культуре своей страны, ее истории воспитать неравнодушных  – главная задача, стоящая перед  педагогами школ.

Помочь в определении позиции  у молодого поколения в современных условиях, вырастить патриотов  помогает школьный историко-краеведческий  музей.

Музеи – научные и культурно-просветительские учреждения,играющие исключительно важную роль как в сохранении и изучении вещественных памятников старины, произведений искусства, рукописей, старопечатных изданий, так и в ознакомлении с ними широких слоев населения.

Хочу отметить, что и в нашей школе существует историко-краеведческий  музей, созданный энтузиастами, любителями истории и культуры, подлинными патриотами. Ведь то, что начато было почти  30 лет назад,  со дня основания школы в 1983 г, живет и действует до сих пор. Здесь собрано и хранится более  тысячи экспонатов, которые были принесены детьми, педагогами, подарены жителями села. То, что, казалось бы,  для многих не имеет сейчас большой   ценности, для историков, музееведов -  это огромный пласт жизни нашего народа, его культуры в определенный период. Это не просто предметы и вещи. Посредством их нам, живущим ныне, переданы от прошлых поколений колоссальный объем знаний, чувства и созидательная энергия. Все это побуждает ребенка, попавшего в музей, к действию: возникает желание принести свою вещь, дотронуться до какого-либо предмета, беречь, хранить…

Наш музей живет активной общественной жизнью: в нем проходят уроки истории, краеведения, изобразительного искусства, уроки Мужества, встречи с ветеранами, тружениками тыла. Здесь происходят встречи с гостями нашей  школы, села. Традиционными стали Линейки памяти 27 января,   посвященные освобождению села от немецко-фашистских захватчиков, митинги 9 мая каждого года. На базе нашего музея даже прошел районный семинар работников культуры в 2010 году.

В нашем музее созданы такие  экспозиции, как  «История села», «История школы», «Земляки», «Интересные судьбы», «Село Быково в годы Великой Отечественной войны», «Учителя – участники войны» и другие.  Экспозиции  постоянно обновляется новыми материалами, фотографиями, другими экспонатами. Первое, что интересует всех наших гостей:  почему село наше так называется, и как развиты промыслы в нашем крае. Горшеченский район, который готовится отметить свое 85-летие летом 2013 года,  славился своим ремеслом – горшками. Они у нас в большом количестве и самой разнообразной формы.2 Посещая районный краеведческий музей, мы выяснили, что там есть материал о Симонове Федоре Николаевиче /1885-1952/ – потомственном гончаре. Он учился  у своего отца Николая Севастьяновича лепить игрушки из глины, благо этого материала было предостаточно. Есть у нас удивительная коллекция железных утюгов   от 100-граммового до 7 килограммового   гиганта ( литые, с откидной крышкой для закладки углей).  Недавно мы узнали, что правильное название этого экспоната «утюг духовой»  и «утюг наплитный» по оценке Экспертно-фондовой закупочной комиссии областного краеведческого музея.  Большие гребни для чески шерсти, гребенка для волос конца Х1Х века,  лапти, колодки для обуви – они могут многое рассказать современной молодежи о жизни их предков в далеком и совсем близком прошлом. Особенно поможет этот материал раскрыть темы по истории Курского края в 7 классе «Ремесло жителей Курской губернии  в Х1Х-ХХ веке», «Народные промыслы Курского края, Горшеченского района».3

«История села Быково», которая охватывает время с Х1Х века до наших дней,  дополняется новыми данными: в 2007 году в селе появился газ, первые компьютеры, в 2010- новый водопровод,  в школу провели Интернет, административные здания, квартиры жителей приобрели современный вид.

Дети сами пишут историю своего села, познают через него о процессах, происходящих в стране.

Самая большая экспозиция нашего музея посвящена Великой Отечественной войне. Это и материалы о земляках, ушедших на войну, и  о тех, кто вернулся. Большой интерес вызывает материал о  геороях-земляках .Капитан Тихон Марков, например, прошел всю войну, освобождал наше село, первым ворвался на своем танке в Быково.   Анастасия Белых, простая жительница,  в феврале 1943 года получила боевой  орден  Красного знамени из рук самого С.Н. Перекальского, командующего дивизией, освобождавшей наш район,  за то, что разоружила восемь немцев и сообщила об этом партизанам. 4  Особое место в работе музея  занимает тема поиска воинов, погибших за освобождение села Быково в 1942-1943 г. Этим вопросом в течение 30 лет занимается руководитель клуба «Поиск» Попова В.В.  Благодаря   стараниям её   и членов клуба,  удалось разыскать и увековечить 78 героев. До  сих пор ведется переписка с родственниками воинов, захороненных в братской могиле.5 Оформлены стенды, альбомы в нашем музее, бережно хранится любая информация о том,  что связано с войной, освобождением. К нам приезжают из разных мест нашей огромной страны поклониться могиле своих отцов и дедов, привезти родную землю. За последние годы у нас побывали родственники погибших воинов из г. Иркутска, Братска, Сумы, Челябинск. Этот факт является одним из самых действенных уроков истории. Только на таких героических примерах мы можем воспитать современных патриотов.

 В школе проходит много  мероприятий,  на которых материалы музея, экспонаты играют важную познавательную, воспитательную роль. К ним относятся: уроки истории, краеведения  по военной / и другой/ тематике: «Курская битва», «Оккупационный режим»,» ; классные часы: «Экспонаты рассказывают» и т.д.  В  Книге отзывов музея имеются записи, где наши гости оставляют свои пожелания,  благодарности ученикам, следопытам. Материал о «Поиске», работе музея был опубликован неоднократно в районной газете «Маяк», учителя, обучающиеся выступают по данной проблеме на научно-практических конференциях, пишут исследовательские работы, ведут переписку с родственниками погибших.6

Минувшая война оставила в каждом доме нашего села  свой кровавый след. Несколько лет назад  она еще раз  напомнила о себе: при ремонте водопровода в десяти  метрах от школы ковш экскаватора поднял  из земли две неразорвавшиеся бомбы, их, конечно же,  увезли специальные органы, а музей пополнился гильзами от  патронов,  касками времен Великой Отечественной войны.

Осенью 2011 года мои односельчане, школьники стали свидетелями одного события – были эксгумированы 12 могил солдат  времен Великой Отечественной войны, которые были похоронены летом 1942 года, когда шли тяжелые бои. О том, где расположены могилы, мы и участники общественной организации «Поиск»  /г. Белгород/ узнали от старожилов села. Дети увидели своими глазами, удостоверились, что враги были на нашей горшеченской земле. На память поисковики оставили в музей некоторые сопутствующие предметы – пуговицы, флаконы, вешалки, расчески.7 Это был «живой» урок истории,  который,  я надеюсь, запомнится всем.

Совет музея, обучающиеся школы большое значение придают экспедициям по сбору экспонатов. Ведь в ходе  них происходят удивительные  встречи со старожилами окрестных  сел, замечательными людьми, одни из  которых  делятся воспоминаниями,  очевидцами которых они были в разные годы нашей истории; другие отдают нам документы, предметы быта, фотографии. 

Особенно много экспонатов советского периода жизни нашего общества в 40-80 е годы ХХ века. Это монеты разного достоинства 1961, 1991  года выпуска, бумажные деньги номиналом 1-100 рублей 1961г, 19991гг.

Например, только за 2011 и начало 2012 года поступили следующие материалы: грамоты периода Великой Отечественной войны, грамоты за успехи в восстановлении сельского хозяйства Курской области в послевоенное время, портсигар с надписью « 12 апреля 1961 года – первый полет в космос», газеты : «Пионерская правда» за 1960-80 е годы, «Сельская жизнь» 70-80-х годов ХХ века, пистолет времен второй мировой войны, множество гильз от  патронов, ножны от немецкого кинжала, штык  от винтовки и т. д.8

Хочу выразить благодарность детям, коллегам, жителям села, которые откликаются на нашу просьбу, и приносят в музей все новые и новые экспонаты. Через них мы познаем историю родного края, родной страны. И о самих наших землякам есть  много информации в нашем музее. О тружениках тыла, вдовах, простых пенсионерах, которые в военное время были подростками  -  вам расскажут наши лекторы. А как интересно было узнать современным школьникам,   что есть люди в нашем селе, которые до сих пор прядут шерсть, валяют валенки, плетут корзины для хозяйственных нужд, кладут печки, пишут картины и стихи. И эти люди живут рядом с нами,  являются нашими бабушками, дедушками, просто соседями. И ребенок, услышавший рассказ очевидца, подержав тот или иной экспонат, запомнит  историю надолго. И будет использовать эти знания для своей дальнейшей работы. Он по-иному будет относиться к живущим рядом с ним ветеранам, своим землякам, а это и есть главный результат нашего труда.

Музей МКОУ «Быковская СОШ» имеет свою историю становления.

Появилась  идея образования музея вместе с переходом в новое здание Быковской средней школы, которое стало функционировать в 1983 году.

Многие вещи попросту перестали существовать: это старые тетради, ручки, чернильницы и другие атрибуты школьной жизни. Поэтому появилась потребность все это сохранить. Но, конечно, в связи с переездом эта идея не сразу была воплощена в жизнь.

С 1984 года сохранилась тетрадь, которая и послужила первой Книгой учета музейных экспонатов. Эта запись сделана завучем по учебно-воспитательной работе школы – Межевитиной Клавдией Егоровной. В ней числился самовар и несколько монет.

Вторая часть собирательской деятельности пришлась на конец 80-х годов ХХ века.  В это время в школе появилась целая группа новых молодых учителей, которые с энтузиазмом взялись за новое дело. В 1987 году в Быковскую среднюю школу по распределению приехали: учитель истории и обществознания Евдокимова Валентина  Николаевна, учитель литературы и русского языка Сукайло Елена Дмитриевна, учитель биологии Новикова Алла Васильевна, учитель начальных классов Сысоева Валентина Владимировна, учителя географии супруги Якимовы. Исходя из  идеологической подоплеки того времени   общественную работу по  музею поручили возглавить  учителю истории.

Руководство со стороны администрации школы осуществляла заместитель директора по воспитательной работе Попова Валентина Васильевна, человек неравнодушный, сама занималась в течение нескольких десятилетий поиском воинов, захороненных в братской могиле села Быково.

Первые экспедиции по сбору экспонатов заканчивались не совсем успешно. Жители  просто-напросто не спешили расстаться с теми предметами, которые десятилетиями сопровождали их быт. Даже обычных горшков (глиняных кувшинов) было несколько, да и то они были с отбитыми горловинами. Жители объясняли это просто, мол, самим пока нужны. Охотно отдавали чугуны, удостоверения, старые газеты.

Первое  массовое мероприятие, проведенное совместно с советом музея – празднование 60-летия Октябрьской революции в 1987 году. Об этом свидетельствуют фотографии того периода.

Только к началу 90-х годов стали оформлять материал в Книгу отзывов, где записывали пожелания ученикам и учителям ветераны, родственники погибших воинов, гости нашей школы.

Сейчас в этой Книге у нас есть многочисленные записи от ветеранов Великой Отечественной войны, очевидцев событий, депутата областной Думы Д.В.Гурина, представителей районной власти, коллег.

Традиционными стали Линейки памяти к дню освобождения села Быково от немецко-фашистских захватчиков. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, очевидцами событий того времени.

Третий этап развития нашего историко-краеведческого музея пришелся на  начало 21 века.

Особенностью исследовательской  работы в последние годы стало использование материалов школьного  музея. Хочется привести некоторые факты.

За 2011-2012 учебный год обучающиеся  нашей школы приняли участие в многочисленных конкурсах .

Совет музея участвовал в районных и областных конкурсах «На лучший музей общеобразовательного учреждения». Имеются грамоты , положительные отзывы.

В исследовательских работах  на материалах музея принимают участие и учителя нашей школы. Имеются публикации в муниципальных и региональных изданиях: «Курский край в истории Отечества», Курск. 2012 г.

Там есть статьи Марковой В.Н. о школьном музее и Поповой В.В. о наших знаменитых земляках.

Исследовательская работа продолжается . История  нашей малой родины хранит много тайн, которые надо разгадать. Мы это делаем каждый день с большим энтузиазмом и творчеством. Пишем стихи о нашем музее, ведем летопись.

                            Заключение.

В данной работе были рассмотрены некоторые этапы развития и  направления работы историко-краеведческого музея МКОУ  «Быковская СОШ»  по патриотическому воспитанию молодежи. Большую работу в этом оказывает совет музея, члены которого проводят непосредственную работу по сбору материала для новых экспозиций, собирают новые экспонаты, сведения о замечательных людях нашего села, их занятиях.

Результатом этого взаимодействия мы имеем исследовательские работы по краеведению  всероссийской  экспедиции «Отечество», которые отмечены на различных уровнях.

Но самое главное в том, что старшеклассники имеют сознательную мотивацию в проведении исследований, в оформлении документов. Они получают навыки работы с архивными материалами, у них изменилось отношение к людям старшего поколения,   к изучению истории страны и истории родного края.

Хочется отметить работу Калининой Валерии , Хлюпиной Дарьи, Хлюпиной Веры, Быковой Елены. Они – настоящие помощники в каждодневном труде в музее, они – не просто экскурсоводы, а влюбленные в свое дело люди. Эти навыки  коммуникативности,  наличие компетенции им очень пригодятся в будущей жизни.

Достижения  обучающихся МКОУ «Быковская СОШ» за 2010-2012 г

в  исследовательских и творческих конкурсах/руководитель -  учитель истории  Маркова В.Н/

Год

Название мероприятия

Кто участвовал

Результаты

2010

Региональный этап конкурса

школьных сочинений «Моя семья»

Центрального федерального округа

Марков Дмитрий

2 место

2012

Районный детско-юношеский конкурс

«Я помню! Я горжусь!»

Марков Дмитрий

победитель

2012

Районный конкурс исследовательских работ «Памятники воинской славы Курской области»

Марков Дмитрий

победитель

2012

Областной детско-юношеский конкурс

творческих работ «Я помню! Я горжусь!»

Марков Дмитрий

За участие

2012

Районный конкурс исследовательских работ «Мои земляки»

Хлюпина Вера

победитель

2012

Районный конкурс «Меня оценят в ХХ1 веке»

Калинина Валерия

победитель

2012

Областная научно-практическая конференция «Меня оценят в ХХ1 веке»

Калинина Валерия

3 место

2012

Областная научно-практическая конференция «Отечество»

Хлюпина Вера»

За участие

2012

Региональный этап  Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»

«Спорт в моей жизни»

Марков Дмитрий

победитель

 

«Письмо в 1941 год»

Дуракова Анна

дипломант

 

«Мой учитель»

Хлюпина Вера

дипломант

2012

Районный конкурс творческих работ «Моя земля, мои земляки»

Хлюпина Дарья

победитель

       

                     

                       Примечание .

$11.     Д.Лихачев «Мысли о добром», 2007 г

$12.     А.П.Никулов «Старооскольский край», М ,2004 г

$13.     В.Попков «История Курского края», 2011 год

$14.      Маяк №   за 2009 г.   2012 г, 2013 год

$15.      Архив  клуба «Поиск» МКОУ «Быковская СОШ»

$16.     Материалы музея МКОУ «Быковская СОШ»

$17.      В.Заговорский « История Воронежского  края»,1982 г