Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Труд красит человека

Методическая копилка - Классные часы

Тема: «Труд красит человека»

Класс: 7.

Учитель: Жиленкова Любовь Евгеньевна.

Форма: классный час 

Цели: расширить представления детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Подготовительная работа:

  1. Предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:

- Чем занимаются ваши родители на работе?

- Кто они по профессии?

- Чем привлекает их эта профессия?

2.  назначить 2 учеников на роли репортеров.

План классного часа

  • Проблемная ситуация «Два Плуга»
  • Интерактивная беседа.
  • Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
  • Игра «Окончание пословицы».
  • Игра «Ринг профессий».
  • Игра «Угадай профессию».
  • Блицинтервью «Моя любимая профессия».
  • Профессии наших родителей (устные рассказы).
  • Заключительное слово.
  • Подведение итогов (рефлексия).

 

Ход классного часа.

  1. 1. Проблемная ситуация «Два Плуга»

Классный руководитель. Тема нашего классного часа «Труд красит человека». И начать  наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.

(Учитель читает рассказ)

Из одного  и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Через некоторое время оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был ещё лучше. Чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечает тот. – А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

 

  1. 2. Интерактивная беседа.

Классный руководитель. Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа.

- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

- Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

- Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

- Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

  1. 3. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»

Классный руководитель. Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это благовейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как высокий долг человека. Помните «Поучение Владимира Мономаха? В нем труд – высшее мерило богоугодности человека. Еще один древний источник – «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков – это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота. И в наше время человек в обществе ценится по труду.

Труд – это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.

  1. 4. Игра «Окончание пословицы».

Классный руководитель. На Руси дети с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

  • Деревья смотри в плодах,…. (а людей смотри в делах).
  • Терпение и труд ….(всё перетрут).
  • Под лежачий камень… (и вода не течет).
  • Маленькое дело…(лучше большого безделья).
  • Горька работа … (да сладок хлеб).
  • Не везде сила: где уменье, … (а где и терпенье).
  • Не сиди сложа руки - … (не будет и скуки).
  • Не спеши языком - … (спеши делом).
  • Любишь кататься - … ( люби и саночки возить).
  • Делу время, … (а потехе час).
  • Ищи невесту не в хороводе, … (а в огороде).

 

  1. 5. Игра «Ринг профессий».

Классный руководитель. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Поиграем в игру «ринг профессий». В игре участвуют 2 команды. Приглашаю к доске по одному представителю от каждой команды.

(Дети выходят к доске.) 

Дети по очереди называют профессии. Игра продолжается 5 минут.

  1. Игра «Угадай профессию».

Классный руководитель. Много профессий есть в мире, и среди них есть одна самая лучшая и самая полезная для души человека.  Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».

Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.

- Это самое необходимое искусство, которому научил человека сам Бог.

- Это самое нужное искусство, ибо необходимо и царю, и вельможе, и бедняку.

- Оно не заставляет ни лгать, ни красть, ни обманывать, тогда как другие искусства редко обходятся без греха.

- всякое искусство, всякая профессия кормит только самого работника, а эта профессия питает всех. (Земледелие.)

К  сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это непрестижная, грязная работа. Даже стыдятся её. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой – либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».

 

  1. 7. Блицинтервью «Моя любимая профессия».

Классный руководитель. А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

( к учителю подходят два репортера)

Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают предпочтение семиклассники.

Репортер 1. У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2. И чем она вас привлекает?

(Репортеры подходят к каждому ученику , дети отвечают).

  1. 8. Профессии наших родителей (устные рассказы).

Классный руководитель. Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего  в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных программ, рекламы.  А ведь стенные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают се то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? К то они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

(Дети рассказывают о профессиях родителей).

  1. 9. Заключительное слово.

Классный руководитель. В наше время, к сожалению, упал престиж труда. Зачем трудиться, если можно выиграть на «Поле чудес», или стать миллионером в телевизионной игре, или поймать своё счастье в очередной лотерее? Но никакой выигрыш или приз не дадут человеку такой радости, такого счастья, которое может подарить труд. Мы начали классный час со слов К.Д. Ушинского и закончим его тоже словами великого педагога. Он писал: «Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье».

  1. 10. Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти? Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?