Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Они сражались за Родину

Методическая копилка - Классные часы

Классный час «Они сражались за Родину»

Провела: классный руководитель 5 класса Волобуева Н.Г.

Цель: патриотическое воспитание учащихся

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с именами детей героев-антифашистов
  • Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ
  • Развитие творческих способностей учащихся

Форма: литературно-музыкальная композиция

Оборудование:

1. Фонограммы:

  • Песня “Священная война” (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)
  • Песня “День Победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)
  • Песня “До свидания, мальчики” (Б. Окуджава)

2. Отрывки из документальных фильмов о ВОВ

3. Портреты детей героев-антифашистов

4. Цитаты на доске:

Нет героев от рожденья
Они рождаются в боях.

А. Твардовский

На старой милой нам Земле 
Есть много мужества. Оно
Не в холе, воле и тепле
Не в колыбели рождено…

К. Симонов

5. Выставка книг о детях, сражавшихся в годы ВОВ

6. Метроном

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Разыгрывается сценка.

Дочь. Мама-а-а!

Мать. Снова дралась во дворе?

Дочь.

Ага! Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка.
Я уже в ванне плавала!

Мать.

Боже, не девочка, а беда!
Сил моих больше нету!

Дочь. Мама, а вырасту я когда?

Мать. Вырастешь. Ешь котлету.

Дочь. Мама, купим живого коня?

Мать. Коня? Да что ж это делается?!

Дочь. Мама, а в летчики примут меня?

Мать.

Примут, куда ж они денутся?
Ты же из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти!

Дочь.

Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?

 

Звучит фонограмма сообщения Левитана о начале войны.

Под мелодию песни «Священная война» выходят дети.

Учитель

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Весь народ поднялся на защиту Родины.

Учитель: Сегодня, 8 февраля – день юного героя-антифашиста. 67 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, ваши ровесники и младше.

1 ведущий:

Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае…

(отрывки из фильма о начале войны.)

1 чтец:

Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово “война”. 
Чтоб дойти до тебя, 45-й
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята 
В сорок первом году…

2 ведущий: Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…

1 ведущий:

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.

Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных…

2 чтец:

Майор привёз мальчишку на лафете
Погибла мать. Сын не простился с ней. 
За десять лет на том и этом свете 
Ему зачтутся эти десять дней. 
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулями лафет. 
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет. 
Отец был ранен, и разбита пушка. 
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал. 
Мы шли ему навстречу из России. 
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца. 
Кто раз увидел этого мальчишку, 
Домой прийти не сможет до конца. 
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли. 
За всё, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон. 
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

К. Симонов

2 ведущий: Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.

1 ведущий: А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых.

3 чтец:

Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной. 
Вставали в строп мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй. 
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!

Фонограмма песни “До свидания, мальчики”

4 чтец:

Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями
Умирали мальчики – где, не знали сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки. 
Убивали мальчиков за побег на месте
Не продали мальчики совести и чести. 
Не хотели мальчики поддаваться страху, 
Поднимались мальчики по свистку в атаку. 
Уезжали мальчики, стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом
Показали мальчики за четыре года
Что такое мальчики нашего народа.

Краткие рассказы о жизни и подвигах детей:

  • Леня Голиков:

Рос он в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в оз. Ильмень. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…

Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец сразил его. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза.

Как-то партизаны решили взорвать поезд с немецкой боевой техникой. Когда паровоз подошёл к тому месту, где партизаны заложили мину, Лёня рванул шнур, и глухой взрыв потряс воздух. Когда партизаны бежали от ж./д., за ними началась погоня. Старший группы Степан был ранен. Лёня перевязал его и повёл раненого. Но Степан потерял сознание и не мог двигаться дальше. Выбиваясь из сил, Лёнька потащил Степана к лагерю… За спасение раненого товарища Лёню Голикова наградили медалью “За боевые заслуги”.

А сколько ещё было боёв в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года.

  • Марат Казей:

…Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат Казей с мамой – Анной Александровной, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось ходить в школу, в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось его мужественное сердце. Вместе с сестрой Адой, Марат ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

Вместе с опытными Марат минировал железную дорогу. Участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь последняя граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

За участие в боевых операциях юный партизан награждён медалью “За боевые заслуги”, медалью “За отвагу”,орденом Отечественной войны 1 степени. 9 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Марату Казею посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Валя Котик:

Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе № 4 г. Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. С партизанами совершали диверсии на железной дороге, сжигали немецкие склады с продовольствием. Был дважды ранен. В феврале 1944 г. Валя участвовал в освобождении города Славуты, а когда шли освобождать Изяслав, партизаны приняли бой. Танки врага били из пушек и пулемётов. Валя упал от страшной боли в животе и потерял сознание. Он очнулся на повозке, двигавшейся по полю. Открыл глаза – по небу неслись самолёты с красными звёздами на крыльях. Это последнее, что увидел Валя в жизни, в свои 14…

2 мая 1945 г. Валя Котик посмертно награждён орденом Отечественноё войны 2-й степени. А в июне 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Зина Портнова:

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию “Юные мстители”. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей. Два года юные подпольщики вели тайную войну против фашистов. Долго гитлеровцы старались напасть на их след, пока им не помог провокатор – бывший ученик Обольской школы Михаил Гречухин.

Возвращаясь с задания, Зина напоролась на засаду. В тюрьме её били, пытали кто её товарищи, но она молчала. Девочку с косичками старались уговорить, предлагая еду, конфеты, отпустить домой в Ленинград к родителям. …Но она молчала. На одном из допросов Зине подвернулся момент иона схватила пистолет. Выстрел – и офицер убит. Зина пыталась бежать к своим, в лес. Но у реки, когда кончились патроны, её схватили…

Девочку расстреляли январским утром подле невысокой сосны, во Второй Баравухе, под Полоцком. Зина Портнова удостоена награды: ей присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Вася Коробко:

Черниговщина. Фронт подошёл вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается мальчик. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надёжно прячет его.

Окраина села. Под мостом – мальчик. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского бронетранспортёра. В те дни партизаны убедились, что ему можно доверять, и через некоторое время поручили Васе серьёзное дело: стать разведчиком в самом логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передаёт партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери. Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью “партизану Отечественной войны” 1 степени.

  • Люся Герасименко

Тихой и доверчивой, скромной и ласковой девочке Люсе не было ешё и 11 лет, когда её родной город Минск захватили фашисты. С первых дней оккупации в Минске начала действовать подпольная организация. Руководителем одной из них был отец Люси – Николай Евстафьевич Герасименко. Люся стала активно помогать отцу. Когда у них на квартире шло совещание подпольщиков, Люся дежурила во дворе.

Всё более серьёзные поручения давали коммунисты – она доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их и на завод, где работал отец, тщательно пряча на дне кастрюльки, в которой несла ему обед…

На квартире Герасименко несколько суток скрывался секретарь одного из подпольных райкомов партии, и его связь с товарищами поддерживалась через Люсю. Её отвага, выдержка поражали даже взрослых.

В декабре 1942 г. Люсю с мамой арестовали и бросили в камеру, где находилось более 50 женщин. Девочку вызывали на допросы как и других женщин. Когда увидели, что конфетами Люсю не уговорить, стали бить. Но она молчала… Молчала и тогда, когда гистаповец, избивая её плетью, вырывал волосы, топтал ногами.

А в один из дней их с мамой подвели к чёрной крытой машине – “ворону”, как её называли. Значит, повезут на расстрел. Девочка взялась за ручки, не спеша влезла по железной лесенке и шагнула в машину…

Так погибла Люся Герасименко. Имя юной патриотки навечно записано в Книгу почёта Белорусской республики. В одном из залов музея ВОВ в Минске висит её портрет.

2 ведущий: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик. Мы знаем имена этих героев. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

1 ведущий: За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 млн. наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.

 

Разыгрывается сценка.

Мать. 

Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
И вдруг я услышала зов Победы.
Я уж на стол всё собрала,
Я жду тебя, а тебя всё нету.
Слетела давно вся пыль с черёмух.
Мой мальчик, ты где потерялся?
Наш дом уже полон друзей и знакомых,
Ты только один остался.

Сын. 

Мама, ты знаешь, я виноват,
Я виноват перед тобой.
Я собирался вернуться назад,
И вдруг тот последний бой.
Бой уже после войны,
Но фрицы не знали этого.
Нервы у всех оголены,
Наверно, я пал поэтому.
Я умер, мам, прости меня,
Постой за меня у калитки.
А если Варя спросит меня,
Скажи, что любовь не ошибка.

Мать. 

Мой мальчик, не уходи, постой!
Давай мы выберем путь другой.
Другой пусть умрёт в том последнем бою,
Пусть он оставит любовь свою.

Сын. 

Ах, мама, другой- ведь мне он брат,
Он также ни в чем не виноват.
Раз выпало пасть мне в последнем бою,
Так я унесу любовь свою.
Прости меня, мама!

Учитель:Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знаем, что такое похоронки.

Но когда мы расспрашиваем о войне, мы узнаём, что почти в каждой семье кто-то погиб, кто-то пропал без вести, кто-то был ранен. (рассказ детей о своих родственниках- участниках Великой Отечественной войны, сопровождается показом слайдов с наградными листами, наградами, описанием подвигов)

 

 

 

Учитель: 

Шла война, но люди продолжали трудиться, учиться, растить своих детей, радоваться солнцу, пели песни не только грустные, но и весёлые.

Частушки

Геббельс сам себя хвалил,
Что Москву дотла спалил.

Он спалил её раз двести.

А она стоит на месте!

Гитлер думал угоститься
Чая тульского напиться.

Зря, дурак, позарился-

Кипятком ошпарился!

Ты, зенитчик, молодой
Сказки не рассказывай,

Ты мне «Хенкеля» подбей,

А потом ухаживай!

Фриц довольствие имеет
Флягу шнапса – будь здоров.

Наступает в полной форме,

Отступает без штанов!

Пишет Фриц невесте Марте:
«Мы Москву захватим в марте.»

Марта пишет ему так:

«Был дурак и есть дурак!»

Немцы зиму просидели
И Москву не поглядели.

Ещё лето просидят

И Берлин не поглядят!

Это чей такой шагает?
Катя, ты не знаешь ли?

С фронта дроля твой приехал,

Хорошо встречаешь ли?

От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая.

Сколько Гитлер к нам не лез,

А победа русская!

Под окном у нас растёт
Сирень голубая.

Мы победу дождались

Девятого мая!

 

2 ведущий:

Был враг добит, советская держава
Смела с лица Отчизны злую тень
София, Прага, Берлин, Варшава
Солдат встречали с песней в этот день.

Фонограмма песни “День Победы”, отрывок из фильма с кадрами Победы.

1 ведущий:

Помните!
Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда –
Помните!
Не плачьте,
В горле сдержите стоны
Памяти павших будьте достойны. 
Минута молчания (включается метроном)

5 чтец:

Их теперь не обнять, не пожать им ладонь
Но восстал из земли негасимый огонь
Скорбный огонь, 
Гордый огонь,
Светлый огонь. 
Это павших сердца отдают до конца
Своё яркое пламя живущим.

2 ведущий: Есть братская могила и в нашем селе. И каждый год 9 мая мы ходим к ней, чтобы возложить цветы в дань памяти погибшим в те тяжёлые военные годы.

6 чтец:

Задохнулись канонады
В мире – тишина
На большой земле однажды
Кончилась война
Будем жить, встречать рассветы
Верить и любить
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть, 
Как всходило Солнце в гари
И кружилась мгла
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла
Были чёрными берёзы
Долгие года,
Были выплаканы слёзы
Вдовьи – навсегда
Эта память – верьте, люди
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.

Учитель: Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов павших тогда,
Да не будет войны на планете
(Все хором)
Никогда!
Никогда!
Никогда!

Исполняется песня «Солнечный круг».

 

Учитель: Я надеюсь, наш рассказ затронул ваши души и сердца. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. А сейчас, в наше время, голос прошлого проявляет себя в лице фашистских организаций и группировок, которые вовлекают в свою деятельность молодёжь и подростков. Так что и в наше время имеет место борьба с фашизмом. И если на вашем пути встретится это зло, я надеюсь, что вы выберете верный путь и пойдёте правильной дорогой.

 Приложение проектная работа обучающихся "Великая Отечественная война в моей семье" скачать