Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

урок русского языка 3 класс

Методическая копилка - начальные классы

План-конспект урока русского языка в 3 классе
учитель: Антонова Елена Дмитриевна
ТЕМА: «Проверка парных согласных и безударных гласных в
корне. Повторение изученного».

ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания обучающихся о способах
проверки безударных гласных и парных согласных в
корне; отрабатывать способы проверки орфограмм.
Развивать внимание, память, орфографическую зоркость.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитывать умение работать быстро, чётко, организован-
но, самостоятельно и аккуратно.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Психологическая минутка.

- У вас на парте лежит «солнышко» и «тучка». Всё ваше хорошее настроение обозначим «солнышком», а не очень хорошее - «тучкой».
- Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение
- Если у кого – то настроение не очень хорошее, мы постараемся его исправить.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке будем закреплять знания в написании слов с парными согласными и безударными гласными в корне, чтобы научиться писать без ошибок и обогатить свой словарный запас.

4. Повторение о звуках русского языка (беседа по ленте букв).

- На какие 2 группы делятся все звуки русского языка?
( Гласные и согласные )
- На какие группы делятся все согласные?
( Твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные )
- Назовите парные согласные буквы.

- Послушайте задачу – шутку.
На доске: «Шил – пыл у папужги зереньгий гослиг»
- Давайте исправим ошибки.
(Дети: «Жил – был у бабушки серенький козлик» )
- Из какой известной песенки эта строчка?

5. Минутка чистописания.

- Прочитайте слова, записанные на доске.

- Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

На доске: Д...рога, путь, д...ро...ка, шоссе, тр...пинка, тро...ка,
тр...па, тракт.

- Словом тракт первоначально называли почтовую дорогу, затем стали называть большую наезженную дорогу, соединяющую города страны ( например, Московский тракт ). В современном языке слово тракт в значении дорога не употребляется, но в языке сохранилось. Так, в выражении пищеварительный тракт слово тракт означает путь прохождения пищи в организме.

- Среди записанных слов найдите слова, начинающиеся с парной звонкой согласной буквы. ( Дорога, дорожка )

На минутке чистописания будете писать букву д, Д и её соединения.

В тетради: Д д Дд до Ду де Да др Ди ди ду Дм ды Д д Дд
Дорога, путь, дорожка, шоссе, тропинка, тропка, тропа,
тракт.

6.Работа по теме урока. Закрепление.

1) Картинный диктант. Слайд № 1.

- Вы смотрите на картинку на компьютере. То, что на ней изображено записываете в тетрадь, устно объясняя орфограмму.
Слайд № 2 – 9.
Медведь, гриб, лебедь, ландыш, жук, жираф, кактус, арбуз.

- А сейчас проверим то, что вы написали. Слайд № 10.

- На какое правило данные слова?
- Как проверить парный согласный звук в корне?

2) Чтение стихотворения детьми.

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
«зуб» - на «зубы», «лёд» - на «льды».
Будешь грамотным и ты!

Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй:
Грядка. Нет чего? - Нет грядок.
А тетрадка? - Нет тетрадок.
Зубки! Изменили – зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.

3) Работа по карточкам.

- Вставьте пропущенные буквы.

ст...на гр...бы с...довник
гр...чи сл...ды л...сник
г...ра м...чи сн...говик
р...ка с...сна скр...пач

- Проверим написанные слова.
- На какое правило данные слова?
- Как проверить безударный гласный в корне?

4) Чтение стихотворения детьми.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение!

7. Физкультминутка. Слайд № 11.

- Если я назову слова с парным согласным в корне, вы присядете.
- Если назову слова с проверяемой безударной гласной в корне – потянитесь вверх.

Жук, сова, слеза, нож, дуб, оса, столб, доска, глаз, стрела, бровь.

8. Работа в тетради «Тематический контроль знаний».

1) с. 68 № 7

- Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.

2) с. 68 № 8
- Из данных слов составить и записать предложения. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть главные члены.

9. Работа по учебнику.

с. 63 упражнение № 327.

- Какие слова называются однокоренными?
- Найдите однокоренные слова. Выделите корень.

10. Игра «Закончи стихотворение».

- Я прочитаю вам отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое из них подходящим словом.
Запишите слова в три столбика: в 1-ый столбик слова с безударной гласной и , во 2-ой столбик - с гласной о, в 3-ий - с гласной е.
( На доске: и о е )

1)Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на ( полях ). А. Плещеев

2) Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки ( зимы ). А. Пушкин

3) В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать ( снежок ). И. Никитин

4) - Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? ( - Снегирь.) М. Лапыгин

5) Зима в подарок нам даёт
Румяные деньки.
Скорей на снег,
на скользкий лёд,
На лыжи и ( коньки ). З. Александрова

6) Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поёт
И дергач не ( кричит ). С. Есенин

7) Зима недаром злится -
Прошла её пора:
Весна в окно стучится
И гонит со ( двора ). Ф. Тютчев

8) Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною ...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется ( листвою ). А. Плещеев

9) Вьюга по полю не скачет,
У ворот не вьётся.
Под окном сосулька плачет -
Солнышко ( смеётся ). А. Чепурнов

11. Итог урока. Выставление оценок.

- Над какими орфограммами работали?
- Как нужно проверять слова с парной согласной в корне?
- Как проверить слова с безударной гласной в корне?

12. Домашнее задание.

- Подготовиться к диктанту и изложению.

13. Рефлексия.

- Найдите у себя на парте «солнышко» и «тучку». Поднимите ту карточку, которая теперь соответствует вашему настроению.

- В память о нашем уроке я хочу подарить вам небольшие подарки.