Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок математики в 4 классе «Что узнали. Чему научились».

Методическая копилка - начальные классы

Урок математики в 4 классе «Что узнали. Чему научились»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Быковская средняя общеобразовательная школа»

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по ФГОС

Предмет: математика

по программе «Школа России» класс: 4

Тема: «Что узнали. Чему научились».

Автор - составитель: Антонова Елена Дмитриевна

январь, 2015 г.

Тема: «Что узнали. Чему научились».

 

Цели:   закреплять умение решать задачи на движение; совершенствовать вычислительные навыки;

             способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за Родину, любви к Родине; уважительное

             отношение к старшему поколению и памятникам, посвящённым ВОВ.

Планируемые результаты:

 

Предметные: учащиеся научатся использовать переместительное и сочетательное свойства умножения при выполнении вычислений; решать задачи на движение; выполнять письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями; выполнять задания творческого и поискового характера.

Метапредметные:

Личностные УУД: с помощью учителя

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- дифференцировать известное и неизвестное;

-определять отклонения и отличия от эталона в своей работе;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- находить необходимую информацию,

-определять и формулировать проблему.

-работать со знаково - символическими средствами

-устанавливать причинно - следственные связи

Коммуникативные УУД:

- формулировать наиболее значимые для решения проблемы вопросы,

- контролировать, корректировать действия партнёра в соответствии с ситуацией,

- создавать устные высказывания

Оборудование: ПК, экран, проектор.

Раздаточный материал: задачи, карточки для рефлексии, карточки для самопроверки.

План урока:

  1. Организационный момент, настрой на работу – 2 мин;
  2. Актуализация знаний учащихся – 5 мин;
  3. Закрепление и повторение знаний – 20 мин;
  4. Обобщение темы, контроль знаний - 10 мин;
  5. Стихи детей, заключение – 6 минут.

Ход урока:

 

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация начала урока.   /2 мин/

Цель:

Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

 

Вот звенел для нас звонок – начинается урок.

Необычный день у нас,   гости посетили нас.                                  

Что гостям сказать нам надо?

- Видеть вас мы очень рады!     (Слайд 1)

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

А сейчас своими улыбками поприветствуем наших гостей.
- Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Учитель предлагает занять свои рабочие места.

 

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок?

Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.

Девиз нашего урока: ( Слайд 2)

«Чтоб победу одержать,

Очень много надо знать!».

Не будем терять времени.

Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог.

Хором дополняют реплику учителя.

- Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д.

Садятся за парты.

Объясняют смысл высказывания.

2.

Актуализация знаний.

/5 мин./

Цель:

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

 

 

 

 

Ведёт подводящий диалог.

( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Начнём наш урок с устного счёта.

Вычислите удобным способом, расставьте буквы в таблице в соответствии с ответами и расшифруйте слово.

     4 х 9 х 25 х 2 (П)                     25 х 6 х 7 х 4 (Е)     (Слайд 3)

       8 х 15 х 10 х 4 (Б)                  45 х 6 х 2 х 10 ( А)

     14 х 25 х 10 х 4 (О)                16 х 9 х 5 х 10 (Д)

1800

14000

4800

4200

7200

5400

           

- Какое слово получилось в таблице?                                                              

- Что означает это слово? С каким событием оно связано?

Участвуют в диалоге.

Вычисляют удобным способом, расставляют буквы в таблице.

Расшифровывают слово ПОБЕДА.

Высказывают своё мнение.

3.

Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

/5 мин/

Цель:

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

1. Работа по карточкам.

(Слайд 4) – страшным горем обернулась война и для жителей села Быково. В июле 1942 года наша местность была оккупирована немцами. Более 500 мужчин из села Быково ушли служить в Красную Армию. В 1942 году немецкие оккупанты заняли село Быково. Фашисты грабили население, угоняли со двора скот, заставляли рыть окопы, чистить дороги. Более 200 мужчин - односельчан погибли в боях с фашистами и 27 января 1943 года село было освобождено.

Карточка № 1                                                                 Фашисты начали наступление на село Быково из Касторного. Они шли 5 часов со скоростью 7 км/ч. Какое расстояние прошли фашисты от Касторного до села Быково?

Карточка № 2

От села Быково до села Ключ оккупанты прошли 15 км за 3 часа. С какой скоростью шли оккупанты?

Карточка № 3

От села Ключ захватчики надвигались на п. Горшечное. Они шли со скоростью 7 км/ч. За какое время захватчики дошли до Горшечного, преодолевая расстояние 14 км?

ПРОВЕРКА.

- Что мы будем повторять сегодня на уроке?

- Какие три величины характеризуют движение?

– Как найти V?           (Слайд 5)
– Как найти t?
– Как найти S?

- Мы с вами неоднократно решали задачи на движение. Как вы, наверное, заметили, их содержание отражало события мирного времени! Однако аналогичные задачи приходилось решать и в тяжёлые годы Великой Отечественной войны!

 

2. Подпишите число. Классная работа.

- А сейчас мы проведём минутку чистописания.

Но сначала вам вопрос и прошу внимания.

Посмотрите на экран.   (Слайд 6)

- Что вы видите? Почему я взяла именно 70? С чем это связано?

Правильно. В 2015 году исполняется 70 лет Великой Победы.   (Слайд 7)

- Давайте напишем минутку чистописания.

70   70     70

- Что вы можете сказать о числе 70?

ВОВ продолжалась 1418 страшных, мучительных дней, 27 миллионов погибших, миллионы искалеченных, осиротевших. Все дальше уходит от нас этот памятный день 9 мая 1945 года. Тот, кто помнит прошлое, достоин будущего!

Внимательно слушают учителя..

Работают в парах.

Устная проверка решения задач:

1) 7 х5 = 35 (км)

Ответ: фашисты прошли расстояние 35 км.

1) 15 : 3 = 5 (км/ч)

Ответ: оккупанты шли со скоростью 5 км/ч

1) 14 : 7 = 2 (ч)

Ответ: за 2 часа дошли до Горшечного.

Участвуют в диалоге.

Формулируют тему урока: Решение задач на движение.

Скорость. Время. Расстояние.

Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.

Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

Пишут:         29 января.

                 Классная работа.

70 лет Великой Победы.

Дети пишут 70.

Двузначное, в нём 7 дес.0 ед., при записи используем две цифры 7 и 0.

4.

Закрепление знаний и способов действий.

/10 мин./

Цель:

Закрепить решение задач на движение.

1.Организует работу по закреплению знаний.

Сегодня мы с вами будем решать задачи, посвящённые вооружению Советской армии в годы Великой Отечественной войны. Война велась не только на земле, но и в воздухе.

- Может, кто знает, какой наш отечественный истребитель можно назвать по праву лучшим в войне?

Задача № 1. ( Слайд 8)
Максимальная скорость советского истребителя военного времени «ЯК-3» 720 км/ч, немецкого истребителя «Мессершмидт- Me109» на 120 км/ч меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км/ч больше скорости другого истребителя «Фокке - Вульф FW 190-А». Найдите скорость немецких истребителей и сравните их со скоростью «ЯК-3».

- Ребята, какую величину мы находили в этой задаче? Мы справились с этой задачей.

- Что ж, мы побывали «в небе», теперь «вернемся на землю»! Может быть, вы знаете лучший в мире в годы войны отечественный танк? Правильно, Т – 34. Рассмотрим задачу № 2

Задача № 2. (Слайд 9)
Максимальная скорость танка Т-34, который был лучшим в мире в годы войны, 60 км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т-III- 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу первыми, если, по данным разведки, фашистские танки находятся от нее на расстоянии 200 км, а наши – 180 км?

- Ребята, какую величину мы находили в этой задаче? И с этой задачей мы справились!  

Истребитель «ЯК – 3»

1)720 – 120 = 600 (км/ч) – vIнемецкого истребителя

2) 600 – 30 = 570 (км/ч) - vIнемецкого истребителя

Ответ: 600 км/ч, 570 км/ч

Скорость истребителя «ЯК – 3» больше скорости немецких истребителей.

Находили скорость.

1)200: 40 =5 (ч.) – время движения немецкого танка

2)180 : 60 = 3 (ч.) – время движения советского танка

Ответ: наши танки успеют захватить переправу первыми.

В этой задаче мы находили время.

5.

Физкультминутка.

(2 мин.)

Вы, наверное, устали?! Проведём небольшую физкультминутку.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

6.

Закрепление знаний и способов действий.

/5 мин./

Цель:

Закрепить решение задач на движение.

Задача № 3.   (Слайд 10)

- Продолжаем нашу работу. Мы с вами, решая задачи, побывали в воздухе. Но военные действия разворачивались и на морских просторах.


Корабль – разведчик, возвращающийся с выполненного задания, идущий со скоростью     60 км/ч, должен нагнать свою эскадру через 2 часа, движущуюся со скоростью 40 км/ч. Найдите: а) скорость сближения; б) какое расстояние пройдет корабль за это время?

- Ребята, какие величины мы находили в этой задаче?

Дети решают задачу самостоятельно.

ПРОВЕРКА.

1) 60 – 40 = 20 (км/ч) – v сближения

2) 60 х 2 = 120 (км) – S за 2 часа

Ответ: 20 км/ч, 120 км.

Находили скорость и расстояние.

7.

Взаимоконтроль с проверкой по эталону.

/10 мин./

Цель:

-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

- Проверить способность решать задачи на движение.

Даёт инструктаж по выполнению задания.

Проверочная работа с самопроверкой. (10 мин).      (Слайд 11)

1 вариант.

1) Какой буквой обозначается расстояние?

   а) v;   б) t;     в) s.

2) В каких единицах измеряется время?

а) км;     б) сек;     в) ч;     г) мин

3) Закончите предложение: «Чтобы найти скорость, нужно…»

а) расстояние разделить на время;

б) скорость умножить на время;    

в) расстояние разделить на скорость.

4) Решите задачу:

 

2 вариант.

1) Какой буквой обозначается время?

   а) v;   б) t;     в) s.

2) В каких единицах измеряется скорость?

а) м;     б) км/ч;       в) м/мин;         г) м/с

3) Закончите предложение: «Чтобы найти расстояние, нужно…»

а) расстояние разделить на время;

б) скорость умножить на время;    

в) расстояние разделить на скорость.

4) Решите задачу:

- Если вы правильно ответили на 4 вопроса, то получаете оценку «5», если на 3 – «4», на 2 – «3» и если один правильный ответ, то «2». Поменяйтесь листочками и проверьте работы вашего товарища. Листочки в конце урока сдайте мне, я отметки поставлю в журнал.

 

Прогнозируют результат и выполняют задание.

                       

Взаимопроверка по готовым ответам с доски.

ОТВЕТЫ:   (Слайд 12)

1 вариант:

2 вариант:

1) в;

2) б, в, г;

3) а;

4) 60.

1) б;

2) б, в, г;

3) б;

4) 189.

8.

Рефлексия учебной деятельности.

/ 6 мин./

Цель:

- Оценить результаты собственной деятельности;

 

- Итак, сегодня мы с вами повторили тему «Что узнали. Чему научились». Ре

шали задачи на движение». Вы     смогли показать, какого уровня вы достигли

в изучении этой темы, а ещё мы   вспомнили наш великий праздник – День

Победы в Великой Отечественной   войне 1941 – 1945 г. Такой праздник нель-

зя забывать!

- Давайте отметим, какое у вас настроение сейчас, в конце урока?

- На доске помещены смайлики. Оцените свою работу на этом уроке и «подарите»   свою звёздочку тому смайлику, который соответствует вашей работе на

уроке.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Чем интересны задачи, которые мы решали?

- Что нужно помнить при решении задач на движение?

- Что вам понравилось или не понравилось на уроке?

Давайте поспешим, друзья.                

Записать задания.                                

А дома…

Приложить прошу

Максимум старания.

Проводит инструктаж домашнего задания.

Домашнее задание: на карточках.

1) С двух аэропортов, расстояние между которыми 1220 км, вылетели два самолета. Скорость одного из них 186 км/ч. Найдите скорость другого, если они встретились через 4 часа?

2) Два поезда вышли навстречу друг другу одновременно из двух городов, расстояние между которыми 495 км. Через 3 ч они встретились. Какова скорость каждого поезда, если известно, что скорость одного из них на 5 км/ч больше скорости другого?

Оценивание работы учащихся

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК

- И сегодняшний урок мне хочется закончить стихотворением известного поэта Сергея Михалкова «Нужен мир»

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

                                           На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

                                           Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

   Нужен мир на всей планете!

- Я всем присутствующим на уроке желаю мирного неба над головой.

Подошёл к концу урок,

Прозвенит сейчас звонок,

Вам девчонки и мальчишки –

Всем спасибо за урок. (Слайд 13)

Дети крепят звёздочки под соответствующим смайликом.

Решение задач на движение.

Задачи посвящены вооружению Советской армии в годы ВОВ.

Формулы v, tи s.

Высказывают свои мнения.

Записывают задание в дневники.

Анализирует и оценивает свою работу на уроке.

Высказывают своё мнение.