Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок чтения по "Русской азбуке"

Методическая копилка - начальные классы

Урок чтения по «Русской азбуке» В.Г.Горецкого и др.; учитель Шатохина Л.А.

Тема: Знакомство с буквами  Я, я, обозначающими  звуками  [ й  а ],  [а ].

Цели:

$11).    Создать условия на уроке для знакомства со звуками [й  а] и буквами Я, я; формировать навык плавного послогового чтения; учить детей орфоэпически правильно читать напечатанные слова; обучать учащихся орфоэпическим нормам русского литературного языка.

$12).    Содействовать развитию устной речи учащихся: умение давать полные и развернутые ответы на вопросы; строить связные высказывания на заданную учителем тему или по сюжетной картинке; составлять предложение с заданным словом; работать над обогащением словаря детей; отрабатывать произносительные навыки учащихся (упражнять в постановке правильного речевого дыхания, развивать артикуляцию и дикцию, работать над эмоциональной интонацией);

Способствовать развитию фонематического слуха учащихся: содействовать развитию учения слушать и слышать звучащее слово, упражнять в слого – звуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах, их артикулировании и характеристике; формировать умение работать с текстом: отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, правильно ориентироваться в тексте, находить слова с изучаемой на уроке буквой, упражнять детей в выразительном чтении, работать над развитием беглого и сознательного чтения учащихся;

$13).    Воспитывать культуру общения на уроке: отрабатывать умение внимательно слушать, правильно реагировать на ответы других детей, использовать речевые клише («Я считаю, Таня, что ты ответила неверно…», «Я думаю, Саша, ты ошибаешься…», « Я хочу возразить Сереже…» и др.); воспитывать  внимательное отношение к слову; расширить знания детей о природе родного края, воспитывать бережное отношение к ней.

Оборудование урока: демонстрационные карточки с изображением печатных и письменных букв, кассы букв (классная и индивидуальные), классный и индивидуальные наборы для составления звуковых моделей слов, записи на доске, материалы для проведения речевой разминки, наборное полотно, слоговые таблицы, лента букв, иллюстрации по речевой теме урока.

Ход урока:

Этапы урока

Время

Содержание работы на уроке

Методические рекомендации

1. Речевая разминка

2 мин.

1.Постановка учебных задач на урок, эмоциональный настрой.

 

2. Буква «Я» шагает гордо.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

– А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я

Буква-слог и слово!

Упражнения в постановке правильного речевого дыхания:

Прежде чем мы начнем урок, давайте потренируем свое дыхание.

     Я буду показывать упражнение, а вы вместе со мной будете их выполнять.

$11.      Задуем свечку на торте.

$12.      Надуем шарик.

  Молодцы! Теперь вы готовы к уроку.

3.Артикулиционная разминка:

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые спинки языка опущены, прогибается книзу.  В таком положении удержать язык под счет 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались  на  зубы нижняя  челюсть была неподвижна.

4.Упражнение в произношении скороговорки:

Дятел  дуб  долбил, да  не  додолбил.

  в заданной интонации:

а) вопроса;

б) восторга.

Установка внимания учащихся.

Работа под руководством учителя.

Подготовка речевого аппарата.

Отработка дикции

2. Повторение изученного

5-7 мин.

1. Отгадывание  загадок:

Всегда он в работе,

Когда мы говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим.(Язык)

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,                          А откусишь – сладко.(Яблоко)

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвет –

Другой наживет.(Ящерица)

Чем больше из меня берут,

Тем больше становлюсь.(Яма)

И железные рога,

И железная нога,

На цепи на дно пойдет –

Остановит пароход.(Якорь)

2.Работа по «Ленте букв»

–Какой первый звук в слове  маяк?

-Произнесите его. Какой он? Что вы еще знаете об этом звуке? Покажите на «Ленте букв», ту которая на письме обозначает звук [й а], назовите ее.

3. Работа по слоговой таблице, Чтение слогов с объяснением способа чтения.

 

3. Работа по предметным картинкам и составление звуковых моделей слов

5 мин

1. Отгадывание загадки                            Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко,

А откусишь – сладко.

(Яблоко)

2. Составление звуковой модели слова «яблоко»

- Произнесите слово «яблоко» и определите количество слогов.

-Произнесите слово еще раз и послушайте его звуки. Какой звук вы слышите? Выберите для него карточку. Произнесите слово еще раз и послушайте какое слияние после этого звука? Выберите для него звуковую карточку.

 Какое слияние вы слышите в конце слова? Какую звуковую карточку выберите? Почему?

4. Составление звуковой модели слова «Зоя».

Фронтальный опрос

Используются заготовки для составления звуковых моделей слов

Порядок работы аналогичен.

4. Артикулирование и характеристика новых звуков.

2-3 мин.

1. Произнесите слова «яблоко» и «Зоя», послушайте звуки, которые происходят от буквы «Я». Какие это звуки: гласные или согласные? Как они произносятся?

2. Выполнение практических упражнений:

а)- Игра «Звукоподражание»

-Как  кричит  овца? (бя –бя бя..)

- Как  мяукает кошка? (мяу – мяу)

б) Повернитесь друг к другу, произнесите новые звуки и проследите за их произношением у соседа.

Хоровое проговаривание.

Взаимоконтроль.

5. Фонематические упражнения

2-3 мин.

1. Игра «Узнайте звук»

Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [й] и [а]. Слова: тетя, маяк, папа, земля, ягуар, письмо, язык.

2. Упражнение в произношении скороговорки.

Ящерка на ялике

Яблоки везла на ярмарку.

-Какие звуки повторяются?

Работа над темпом: медленнее, быстрее, еще быстрее.

6. Знакомство с буквой

2 мин.

1. Рассматривание новой буквы на странице в азбуке. Знакомство с алфавитным названием.

- Обведите букве пальчиком по контуру (сверху вниз)

- На что похожа буква?

2. Сравнение большой и маленькой печатных букв.

3. Нахождение новой  буквы в инд.  и в классной кассах букв.

4. Найдите место новой буквы на «Ленте букв».Почему она расположена на красном  прямоугольнике?

 

Запоминание графического образа новой буквы.

Демонстрационные карточки с изображением букв.

Использование инд. и  классной касс букв.

Пособие «Лента букв»

7 Чтение слогов- слияний

3 мин.

 Чтение слогов-слияний  по слоговой таблице, напечатанной на доске:

-сверху вниз,

-с постановкой логического ударения на каждом последующем слоге.

Хоровое произношение под руководством учителя.

8. Чтение столбиков слов

2 мин.

Чтение столбиков слов, помещенных на странице в Азбуке.

Использование приема «Чтение за диктором», чтение по парам.

9.Физкультминутка.

1 мин.

Чудеса  у  нас  на  свете:                       Стали  карликами  дети.                      А  потом  все  дружно  встали,               Великанами  мы  стали.

 Дети стоят, затем  приседают , потом  встают  и  тянут  руки  вверх  поднимаясь  на  носочки, затем  садятся  на  места.

10.Работа по сюжетной картинке.

11.Работа над связным текстом.

2 мин.

5 мин.

Рассмотрите картинку на с.115

-Назовите предметы, изображенные на картинке.

-Прочитайте текст под картинкой.

- В каких словах встретилась буква я. (Анализ звуков [й] и [а].)

1. Чтение текста на с.115

- Наша  Родина?

- Что  посадили  у  дома?

-  Кто  будет рад?

Дети отвечают (Земля, Россия, моря,  яхта, памятник, моряки и пр.)

Дифференцированный подход

 

   

2. Чтение пословиц на странице азбуки сильными учащимися:

-Как вы понимаете смысл пословиц?

-Давайте посчитаем, сколько новых букв в пословицах?

 

12. Выполнение игровых и занимательных упражнений

3 мин.

1.  Беседа по иллюстрации. Чтение текста «Маяк» (с. 116).

$1-     Для чего нужен маяк?

2.Многозначность слова «земля» (планета, суша, почва).

Чтение на с. 117.

 

Дети хором отвечают

13. Рекомендации для домашней работы

1 мин.

Нарисуй любой предмет, в названии которого есть буква «Я», подпиши предмет печатными буквами.

 

14. Итог урока.

1мин.

- С какими новыми звуками познакомились на уроке? Какие это звуки?

-Какой буквой они обозначаются? Как называется новая буква?

- Что вам запомнилось на уроке?

Спасибо, вы сегодня хорошо работали.