Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок математики в 4 классе

Методическая копилка - начальные классы

Урок математики в 4 классе ( учитель Шатохина Л.А.)

Тема «Анализ контрольной работы. Решение задач на движение. Построение прямоугольника и квадрата»

Цели урока.

  1. Исправить  ошибки,  допущенные в контрольной  работе.
  2. Познакомить со способом построения прямоугольника и квадрата.
  3. Формировать умение решать задачи на движение.
  4. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление.

Оборудование.

  1. Циркуль, линейка, карандаш, учебник математики.
  2. Ноутбук,  презентация.

Ход урока

1. Организационный момент, сообщение целей урока.                                                                                     Минутка чистописания. Пишем цифру: какой сейчас по счету месяц в году и сколько всего месяцев в году.

2. Устный счёт.                                                                                                                                            

            - Реши примеры и отгадайте слово:                                                                                 Запись на доске:

                                 649 – 40 – 9                                      52 (И)

                                 3 · 26 – 18                                         45 (Ь)

                                 4 + 96 : 2                                          422 (О)

                                 80 : 16 · 9                                         600 (Л)

                                 250 + 700                                         950 (Д)

                                 482 – 60                                            60 (Г)

                                 560 : 7 · 4                                          22 (А)

                                 8 · 8 – 6 · 7                                       320 (Н)

                                 36 : 18 · 11

950

52

22

60

422

320

22

600

45

д

и

а

г

о

н

а

л

ь

- Верно, Надя. Это слово “диагональ”.                                                                                                          

Минутка чистописания

- А сейчас я прочитаю стихотворение, а ты угадай о чём идёт речь.                                                Эта важная наука
Изучает всё вокруг:
Точки, линии, квадраты,
Треугольники и круг…
Для неё линейка, циркуль-
Это лучшие друзья.
Но и ты  науку  эту
Никогда не забывай!

- Правильно, эта наука называется геометрией. Сегодня мы должны с тобой доказать, что можем быть друзьями этой науке.

3. Работа над новой темой.                                                                                                          Сегодня мы познакомимся со способом построения прямоугольника  и квадрата.

Для этого нам понадобятся циркуль и линейка.                                                                                        - Откроем учебник на странице 7 №29. Прочитаем задание.                                                         Прямоугольник можно построить на нелинованной бумаге, используя только циркуль и линейку. Начерти любую окружность и проведи в ней 2 любых диаметра. Соедини концы диаметров отрезками.                                                                                                                                 - Что делаем сначала? (Надо начертить окружность)                                                                              - Что надо сделать дальше? (Надо провести два диаметра)                                                                          - Что такое “диаметр”? (Это отрезок, соединяющий две точки на окружности и проходящий через её центр)                                                                                                                                  - Хорошо. Проведите два диаметра. Что делаем дальше? (Надо соединить концы диаметров отрезками и получится прямоугольник)                                                                            Составим алгоритм построения прямоугольника.

  1. Начерти  окружность.
  2. Проведи  в ней два диаметра.
  3. Соедини  концы диаметров отрезками. Получился прямоугольник.

- Возьми  альбомный лист. Чертим окружность, радиус которой равен 5 см.                      Проводим два диаметра. Соединяем концы диаметров. Обозначим вершины прямоугольника (рис.1).                                                                                                                                - Как проверить, что получился прямоугольник? (Можно измерить стороны фигуры, противоположные стороны должны быть одинаковые, можно измерить углы с помощью прямого угла, углы должны быть прямыми).

Рис. 1

Рис. 2

- Проверь, получился ли у тебя  прямоугольник.                                                                                     – Прочти  следующее задание.

Вспомни  свойства диагоналей квадрата и начертите так же квадрат (рис. 2).

- Что вы знаете о диагоналях квадрата? (Диагонали квадрата равны, при пересечении образуют прямые углы. Точка пересечения диагоналей делит их на равные отрезки)

- С чего начнём построение? (Начертим окружность)

- Верно, а дальше? (Проведём один диаметр)

- Мы нашли только две вершины квадрата, как найти ещё две? (Проведём перпендикулярную прямую к диаметру, получился ещё один диаметр. Эти прямые пересекаются под прямым углом как у квадрата. Таким образом мы нашли ещё две вершины квадрата)

Составим алгоритм построения квадрата.

  1. Начерти окружность.
  2. Проведи один диаметр.
  3. Проведи  перпендикулярную прямую к этому диаметру.
  4. Точки пересечения с окружностью соедини  отрезками. Получился квадрат.

- Надя, давай  сравним площади наших фигур.

- Как найти площадь прямоугольника? (Надо длину умножить на ширину)

- Чему равна длина и ширина прямоугольника? (6 см и 8 см)

- Чему равна площадь? (48 кв.см)

- Чему равна сторона квадрата? (7см)

- Чему равна площадь? (7*7=49 кв.см)

- Какая же площадь больше? (Площадь квадрата больше площади прямоугольника)

- Молодец! Ты хорошо справилась с этим заданием. Ты доказала, что можешь  вправе называть себя другом  ГЕОМЕТРИИ. Конечно, много интересного тебе  предстоит ещё узнать. Ты познакомишься  с новыми фигурами и геометрическими телами.

- Геометрия – наука
Изучает всё вокруг:
Куб, трапецию и конус,
Пирамиду, полукруг…
Чтобы все эти фигуры
Вам запомнить, изучить,
Я советую, ребята,
С геометрией дружить!

4. Физминутка.                                                                                                                                              5. Закрепление пройденного материала.                                                                                                     1) Работа над задачей.                                                                                                                                  – Прочитай  задачу № 30 на странице 7.

В сборнике пословиц на 6 страницах размещены 90 пословиц, поровну на каждой странице. Сколько потребуется страниц, чтобы разместить так же ещё 75 пословиц?

- Как были размещены пословицы в сборнике? (Поровну на каждой странице)

- Сколько потребовалось страниц, чтобы разместить 90 пословиц? 75?

В ходе работы над задачей можно составить таблицу.

На одной странице

Количество страниц

Всего пословиц

одинаковое

6 шт.

90 шт.

 

?

75 шт.

- Что можем узнать? (Сколько пословиц на одной странице)

- Как узнаем? (90:6=15(п.))

- Что узнаем дальше? (Сколько страниц занимают 75 пословиц)

- Как это сделать? (Надо 75:15=5(п.))

- Верно. Молодец, Надя!

2) Работа над вычислительными навыками.

- Реши  примеры №34 на странице 7.

Вспомни   порядок действий. Какое действие выполняем  первым?

Задача на движение

Грузовая машина вышла из поселка в 7 часов и прибыла в город в 13 часов того же дня. За это время она прошла 240 км. С какой средней скоростью шла машина?

Решение:   1) 13 -7 = 6 (ч.) – время движения машины

                   2) 240 : 6 = 40 (км/ч) – средняя скорость

Запиши ответ задачи.

- Надя молодец!

3) с. 7 задача № 32

4) Рабочая тетрадь с. 5 № 7

5) Задание на смекалку.                                                                                                                      Нильс летел в своей стае на спине гуся Мартина. Он обратил внимание, что построение стаи напоминает треугольник: впереди вожак, затем два гуся, в третьем ряду три и т. д. Стая остановилась на ночлег на льдине. Нильс увидел, что расположение гусей на этот раз напоминает квадрат, состоящий из рядов, в каждом ряду - одинаковое количество гусей, причём число гусей в каждом ряду равно числу рядов.                                  Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае?                                                                                        (В стае 36 гусей. Задача может быть решена подбором)

6. Итог урока.                                                                                                                                               - Какое задание тебе понравилось выполнять? Какие задания вызывали затруднения?                                  7. Домашнее задание.                                                                                                                    Страница 7, №31, 33.