Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Методическая копилка - начальные классы

МКОУ « Быковская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченского района Курской области

 

 

Конспект урока

окружающего мира

1 класс

УМК «Школа России»

 Провела:  учитель начальных классов

Шабаева А. Т. |

 

 Тема урока: Почему нужно есть много овощей и  фруктов?

Цель и задачи урока:

  1. систематизировать и расширить знания детей о фруктах и овощах;
  2. познакомить с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для человека;
  3. развивать устную речь, внимание, логическое мышление;
  4. воспитывать потребность здорового образа жизни.

Оборудование:

  1. тест по теме: « Почему не нужно ловить бабочек и срывать цветы?»;
  2. иллюстрации овощей и фруктов;
  3. таблички: « Овощи» «Фрукты»;
  4. Мудрая Черепаха;
  5. Муравьишка Вопросик;
  6. презентация «Витамины»,
  7. загадки об овощах и фруктах;
  8. аудиокассета с записью сказки;
  9. корзинки с овощами.

Ход урока.

  1. I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Посмотрите, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Все готовы, дан звонок.

Начинается урок.

У.: - Сегодня у нас немного необычный урок, потому что на нём присутствуют гости. Посмотрите все на наших гостей, улыбнитесь им и давайте приступим к работе.

II. Повторение изученного.

1) Игра «Да » или «Нет».

У.: - Ребята, сейчас мы с вами вспомним, о чём же мы говорили на прошлом уроке и повторим правила поведения в лесу. Поиграем в игру «Да» или «Нет». Правила игры вы знаете: если вы согласны с моим утверждением, то отвечаете : «Да», а если не согласны, то отвечаете: «Нет». Начинаем игру.

• Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

• В   лесу   можно   поиграть: листьями   побросаться, венки   плести, букеты нарвать. Подумаешь много зелени - ещё вырастет.

• Наконец - то   в  лесу   можно   пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.

• Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

• Пучеглазую   лягушку, ползучего   ужа, неповоротливую   жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

• Звери всякие нужны - звери всякие важны. Каждый из них в природе делает своё дело. Не пугайте животных!

• Пришёл на луг, нарви большой букет цветов.

• Не ловите бабочек, они так нужны цветам!

У.: Ребята, так как же себя нужно вести в лесу, на лугу?

2) Тест по теме «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?»

(Приложение 1)

У.: -  Сейчас я вам раздам листочки с тестом по теме «Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек?». Возьмите все красный карандаш и  раскрасьте фигуру с правильным ответом.

III. Изучение нового материала.

1) 3агадки.

У.: - Сегодня у нас в гостях, как и на каждом уроке ознакомления с окружающим миром, Мудрая Черепаха. Она пришла к нам на урок не с пустыми руками, в руках у неё пакет. А что же в этом пакете мы с вами узнаем, если отгадаем загадки.                                                  (Приложение 2)

(Подготовленные ученики загадывают загадки об овощах и фруктах.  Учитель вывешивает на доску картинки с изображением этих отгадок.)

1 – й ученик

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков... (горох)

2 – й ученик

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели, (лук)

3 – й ученик

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

На грядке нет сочней... (помидора)

4 – й ученик

Что красно снаружи,

Бело внутри.

С зелёным хохолком на голове? (редиска)

5 – й ученик

Летом - в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою - в бочке,

Крепкие, солёные, (огурец)

6 – й ученик

Жёлтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.

Сам на солнышко похож

Можешь съесть меня, но только

Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовёшь? (апельсин)

7 – й ученик

Само с кулачок,

Красный, жёлтый бочок.

Тронешь пальцем - гладко,

А откусишь - сладко, (яблоко).

2) Отгадайте ребус:       AHA

С

У.: - Так что же принесла Мудрая Черепаха к нам на урок?

-Правильно фрукты и овощи.

- Ребята, а кто мне поможет разобраться где здесь фрукты, а где овощи?

-А как вы отличаете, где овощ, а где фрукт?

(Фрукты выращивают в саду, а овощи - в огороде, фрукты обычно сладкие (кроме лимона), а овощи - нет).

3) Работа по учебнику на странице 104. (по заданию)

4) Работа в Рабочей тетради на странице 43 задание №1 и № 2 .

IV.Физкулътминутка.

Стихотворение «Про овощи» Н. Кончаловской.

Жил один садовод,

Он развёл огород,

Приготовил старательно грядки, (копают грядки)

Он принёс чемодан, (показывают, как несёт чемодан)

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена - (дети присели, затем встали)

Садовод любовался на всходы, (восхищаются)

Утром их поливал (поливают)

На ночь их укрывал. (Укрывают)

И берёг от холодной погоды. (Дети садятся, а учитель продолжает)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле , ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

У.: Какие же семена перепутались у садовода?

5) Беседа.

У.: -Ребята, поднимите руки, кто  из вас любит   овощи и фрукты?

- Мудрая Черепаха к нам пришла не одна. С ней к нам пришёл … кто из вас догадался, ребята?

- Правильно Муравьишка Вопросик. Он как всегда пришёл к нам и Мудрой Черепахе с вопросом.

- Давайте попробуем ответить на вопрос Муравьишки: « Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

-А теперь, давайте прочитаем в учебнике на странице 105, что нам сказала об этом Мудрая Черепаха.

6) Работа по учебнику на странице 105 вверху.

У.: -Ребята, а вы знаете, что такое витамины?

7) Презентация «Витамины».

У: В давние времена, когда люди ещё не слышали этого слова, моряки, ходившие на кораблях в дальние плавания, часто в море начинали  болеть    какой - то непонятной болезнью. Они слабели, делались сонливыми, у них начинали кровоточить дёсны, выпадали зубы. Болели и люди, в пище которых не хватало какого - то вещества. Русский врач Николай Иванович Лунин сумел найти это таинственное вещество. Он назвал его «витамин», что по - латыни значит «дарящий  жизнь» (на доске  запись: Витамин - дарящий  жизнь.») Существует более 15 видов витаминов. Чтобы не путать витамины, их назвали разными буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е и так далее. Особенно важно употреблять витамины зимой и весной. Сегодня к нам в гости пришли братья - витамины: А, В и С. ( на мониторе заставка с иллюстрацией овощей и фруктов и надпись : витамины А, В, С.)

- Витамин А нужен ребятам и всем, кто растёт.

(На мониторе слайд с иллюстрацией брата Витамина и надпись «Для тех, кто растёт»).

- Он нужен и взрослым. Витамин А - это витамин роста, он повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям, играет большую роль для органов зрения. Перед вами овощи, ягоды и фрукты, доставляющие в организм больше всего каротина, из которого в организме человека образуется витамин А.

(на мониторе рисунки с изображением помидора, тыквы, красного         перца, абрикоса, зелёного гороха, моркови.)

У.: По содержанию каротина, из которого в организме образуется витамин А, морковь не знает себе равных среди других овощей. А знаете ли вы, что давным - давно морковь считали лакомством гномов - маленьких лесных человечков.

( на мониторе слайд с изображением гномов).

- Существовало поверье, что если вечером в лес отнести миску с пареной морковью, то утром обязательно найдёшь вместо моркови слиток золота. Говорили, будто бы гномы съедали морковь и щедро награждали за свою любимую еду. Те ребята, которые грызут морковь по утрам, забывают, как болят зубы. А тот, кто ест салаты из морковки, растёт быстрее, да и зрение у него становится лучше. А разве вы не хотите подрасти? Тогда нужно каждый день кушать морковь.

-Давайте откроем учебники на странице 105 и прочитаем, что рассказала нам о витамине «А»  Мудрая Черепаха.

- На рисунке в учебнике Витамин «А» держит в руках корзинку. Какие же овощи и фрукты в ней лежат? Какие ещё овощи и фрукты, в которых содержится витамин «А» вы запомнили?

У: Следующий витамин, с которым мы познакомимся сегодня на уроке - это витамин С - самый известный витамин.

(на мониторе слайд с изображением витамина С).

- Самые известные фрукты, в которых содержится витамин С - мандарины, апельсины и лимоны.

( на мониторе слайд с изображением апельсина и лимона).

- Сегодня жители цитрусового королевства пришли к нам со сказкой.

(звучит аудиозапись сказки)

Витамин С.

В старину было на земле великое цитрусовое королевство, и правил им мудрый король - Цитрус Великий. Цитрусовое королевство было поделено на три больших графства: Лимонию, Апельсинию и Мандаринию. Все три цитрусовых графства поставляли королю цитрусового королевства великое множество своих чудесных фруктов, которые в хрустальных вазах утром, днём и вечером подавались к королевскому столу. Когда в залах никого не было, фрукты разговаривали между собой, а иногда даже спорили. Толстокожие лимоны любили похвастаться:

- Смеем всех заверить, что мы, лимоны, - самые целебные фрукты из всех цитрусовых. Благодаря нам наш король Цитрус Великий всегда свеж и здоров. Лимонный сок убивает не только вирусы гриппа, но и возбудителей самых страшных болезней: дизентерии, тифа и холеры. Надеюсь, вы заметили, что каждый день король съедает по целому лимону, и всегда ест его с цедрой. Да что тут говорить! Он нашим соком водопроводную воду смягчает и зубы чистит, чтобы белее были.

- Через чур ты расхвастался, братец лимон, - прервал его золотистый апельсин. Мы, апельсины, тоже не лыком шиты. Король нас съедает побольше, чем вас, по три - четыре апельсина в день, а принцесса и того больше. Разве может ваша кислота сравниться с нашей сладостью?!

- Ничего подобного, милейший, мы кислые, когда незрелые. Зрелый лимон имеет тонкий и приятный вкус, - отпарировал обиженный лимон.

- Хватит вам спорить, - неожиданно перебил спорщиков звонкий голос. Фрукты удивлённо переглянулись, но не поняли, кто произнёс эти слова.

- Не ищите меня, всё - равно не найдёте. Я - витамин С и говорю за вас обоих. Вы, дорогие  мои, относитесь  к  одному  великому семейству цитрусов , которое может гордиться своим витамином С.

У.: Витамином С  богаты не только цитрусовые. Перед вами овощи, ягоды и фрукты, доставляющие в организм больше всего витамина С.  Запомните их. В больших количествах они необходимы нам зимой.

(на мониторе слайды с изображением (крыжовника,земляники, красной и чёрной смородины,капусты)

У: Что же про витамин С говорит нам Мудрая Черепаха?

- Какие овощи, фрукты и ягоды в корзинке витамина С?

- В каких ещё содержится витамин С?

У.: И последний витамин, с которым мы сегодня познакомимся - это витамин В.

(на мониторе слайд с изображением витамина В)

- Прочитайте, что о Витамине В написано у нас в учебнике.

- Какие овощи и фрукты нарисованы  в  корзинке у витамина  В?

- Правильно - это столовая  свёкла ( на мониторе слайд с изображением свёклы), яблоки (слайд) и репа ( слайд.)

У.: А теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки: «Почему же нужно есть много овощей и фруктов?»

ВЫВОД: Нужно есть много овощей и фруктов, потому что в них много витаминов, потому что они вкусные, чтобы расти крепкими и здоровыми, чтобы не болеть, быть бодрыми, хорошо учиться.

У.: Ребята, а вы заметили, что в руках у Муравьишки морковка?

-Увидела Злючка - Грязючка Муравьишку с морковкой и тут как тут.                (иллюстрация с изображением Злючки -Грязючки)

-Почему она так обрадовалась?

-Что надо сделать Муравьишке, чтобы Грязючка исчезла?

-Правильно, перед тем, как съесть овощ, фрукт или ягоду, её обязательно нужно помыть.

-Давайте, прочитаем правило на странице 105 в учебнике.

-Так почему же нужно мыть овощи и фрукты перед едой?

V. Закрепление изученного.

-Так почему же надо есть овощи и фрукты?

- Давайте повторим в каких овощах, фруктах и ягодах содержатся витамины А, В, С. У меня три корзины и карточки, на которых написаны названия овощей, фруктов и ягод. Нам надо разложить их в три корзины: в одну овощи, фрукты и ягоды, в которых содержится витамин А, в другую те, в которых содержится витамин С, а в третью те, в которых содержится витамин В.

VI. Итог урока.

-Понравился ли вам наш урок?

-Что понравилось больше всего?

-Что нового вы узнали?

-А что вы теперь будете кушать каждый день?

-Что нужно сделать с овощами и фруктами перед тем, как их съесть?

-Большое всем спасибо за урок. Вы сегодня очень хорошо и активно работали.

Приложение