Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок географии в 6 классе по теме "Реки"

Методическая копилка - География

Технологическая карта урока  в 6 классе  по  теме:  Реки

учитель: Якимова Л. В.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомить с крупнейшими реками России, мира.

Сформировать представление о направлении течения и скорости равнинных и горных рек
Развивающие: Уметь называть, показывать реки мира, России, мира.

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.

Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников

Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:
Называть и правильно показывать  реки, основные части реки, бассейн, водораздел.
Объяснять понятия: река, исток, устье, приток, бассейн, водораздел, речная система.
Описывать реку по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный,  , репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.

Оборудование:

физическая карта полушарий, макет "Водораздел", атласы,

учебники Герасимовой Т. П., Неклюковой Н. П. География. Начальный курс. М.: 2010

проектор мультимедиа,

учебник мультимедиа,

презентация

 

N п/п

Этап

Время

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Организационный момент

1 мин.

Диалог:

 учитель -  класс

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

2

Проверка выполнения д/з

5 мин.

индивидуальный опрос – работа с карточками (3 – 4 ученика);

фронтальный опрос

Выявляет уровень знаний по д/з. Определяет типичные недостатки

Мобилизируют  интерес, внима ние, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточке.

   

3

Установка познавательной задачи

1мин

Устное сообщение учителя

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.

Предлагает отгадать загадки:

$1·         Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

$1·         Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

$1·         Между гор, между дол
Бежит белый конь.

  Предлагают варианты ответов.

4

5

 Целеполагание


Изучение нового материала

2 мин.

10 мин.

Диалог

Беседа

Рассказ - вступление

Объяснительно – иллюстративный

 Эвристический (частично-поисковый)

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки)
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.

Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.

Уметь называть, показывать реки мира, России,

Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

Используя мультимедиа учебник,  рассказывает о строении реки.

записывают  тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.

Высказывают свои ассоциации со словом «река».

Читают определение в учебнике стр. 87

Запись определения в тетрадь.

Обозначают на рис. (приложение 2) части речной системы

6

Первичная проверка понимания

5 мин.

Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы

Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий

7

Изучение нового материала

10 мин.

Объяснительно – иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый

игра «Географическая почта»

Показывает презентацию, рассказывает о режиме и питании рек.

Проверяет правильность выполнения работы.

           
     

равнинные реки

 
 
   

текут спокойно

 небольшая скорость

 долины широкие

падение небольшое

 

 


$11)      420 с.ш., 780 з.д. (Ниагарский)

$12)      50 с.ш., 620 з. д. (Анхель)

$13)      180 ю.ш., 260 в. д. (Виктория)

Дополняют схему (приложение 3).

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек,  работая  с текстом учебника стр. 91 -92, рис. 57,60 или просмотр видеофильма  «Горные и равнинные реки»)

игра «Географическая почта» (приложение 4)

Работают в 3 группах:

1 гр. изучить рис. 61 на стр. 93. Объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 62 на стр. 93. Объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады?

3 гр. Найти на физической карте полушарий водопады, используя их координаты:

$11)      420 с.ш., 780 з.д.

$12)      50 с.ш., 620 з. д.

$13)      180 ю.ш., 260 в. д.

8

Закрепление знаний

7 мин.

Фронтальный опрос

 (игра «Светофор»)

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»

2.Конкурс знатоков.

Выполняют работу

9

 Домашнее задание

2 мин.

Инструктаж

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 30, составить к материалу параграфа 6-7 вопросов.
  2. Составить кроссворд по терминам темы.
  3. Нанести на К/К  крупные реки мира

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

10

 Подведение итогов. Рефлексия

2 мин.

Беседа

Предлагает дополнить предложение:

$11)      Я знаю, что такое …

$12)      Я могу …

$13)      Я научился …

  Определяют уровень  достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя

   Провела  учитель географии  МКОУ  «Быковская  СОШ»   Якимова Л.В.