Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Внеурочное занятие по химии в 8 классе на тему « Самое необыкновенное и удивительное вещество»

Методическая копилка - Химия

                        Разработала:

                                                Маклакова Вера Ивановна,

                            учитель химии

                                                МКОУ «Быковская СОШ»,

                                      Горшеченский район

Тема  занятия :  Самое необыкновенное и удивительное вещество

Форма занятия:  марафон знаний

Цель  и задачи занятия: создание условий для развития личности  школьников  в процессе формирования  метапредметных и личностных универсальных учебных действий через организацию  совместной  деятельности по систематизации  знаний о воде и водных растворах, основных классах неорганических соединений, типах химических реакций.

Личностные УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности,воспитание бережного ценностного отношения к водным ресурсам, формирование положительных эмоций,самореализация личности подростка  в коллективе через внеурочную  деятельность;умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;самооценка на основе критерия успешности ;  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ;

Познавательные УУД - формирование умений работать с  информацией, развивать познавательную активность, знакомство водными объектами родного края, их экологическим состоянием; анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы;рефлексия способов и условий действия ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Регулятивные УУД -  формирование умений  выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;  умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения;

Планируемые результаты:

 

$1·        сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на  изучение экологического состояния водных объектов  родного края;

$1·        понимание  ценностного отношения к окружающей среде;

$1·        расширение  кругозора учащихся, совершенствовать представления о физических и химических свойствах воды;

$1·        формирование устойчивого интереса к изучению химии;

$1·         самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях.

$1·        анализ, сравнение  объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения.

Оборудование:  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, глобус, раздаточный материал для групп, цветные маркеры, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран

Правила проведения игры:

  • В игре “Марафон знаний” одновременно участвуют две команды .
  • Играют зрители. Зритель, правильно ответивший на вопрос ведущего получает жетон, который он может отдать любой команде.
  • Жюри подводит итоги после каждого конкурса и вывешивает результаты на магнитную доску.
  • Стенд с учеными-химиками, два из них закрыты листами ватмана с цифрами.

Добрый день, дорогие ребята!

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Никого из нас не удивляет дождь или падающий снег, гладь плавно текущей реки или озера. Другое дело – огромные просторы морей и океанов, гигантские ледники, сползающие с заоблачных высот, струи гейзеров, подобно фонтанам бьющие из-под земли. От этих красот у любого захватывает дух. Но редко кто задумывается над тем, откуда взялись моря или реки, дождь или снег, каковы свойства воды, предстающей в таком разнообразном виде.

Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Единственное вещество, которое одновременно может находиться в трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Певцы древних степных народов – акыны и ашуги - издавна воспевали ее, поэты посвящали ей удивительные строки.

Вода – ценнейший минерал.
В ладонь водицы я набрал.
Прозрачна и сладка на вкус
И оживляет каждый куст.
В пустыне и соленом море
Без этой жидкости нам горе.
Вода бежит, течет и льет,
Она и пар, и скользкий лед.
Не будет жизни без нее,
Так будем же беречь ее.

А ученые и по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?

Демонстрация слайда № 1- 13

Французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, автор замечательных книг “Планета людей” и “Маленький принц”, ответил на этот вопрос так: “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас неотразимой радостью… Ты самое большое богатство на свете”.

Итак, вы сегодня присутствуете на игре “Марафон знаний”. Замечательные команды:

Вопросы командам:

- Ваша команда называется?

- Почему такое название?

- Кто придумал?

- Девиз команды?

- Что это означает?

 (ответы команд).

- А сейчас разрешите представить членов жюри:

(Представление членов жюри).

Я прошу жюри не оценивать этот конкурс: мы просто представили команды.

Конкурс №1

Конкурс для команды “Смотри в оба”.

На столе под салфеткой разложена химическая посуда. Вам необходимо, посмотрев несколько секунд, записать названия посуды на листке и отдать членам жюри.

$11.     Штатив для пробирок

$12.     Пробирка

$13.     Фильтровальная бумага

$14.     Спиртовка

$15.     Мел

$16.     Тигельные щипцы

$17.     Фарфоровая чашка для выпаривания

$18.     Шпатель

$19.     Стеклянная трубка

$110.                       Воронка

$111.                       Демонстрационное стекло

$112.                       Пробиркодержатель

$113.                       Химический стакан

$114.                       Резиновая пробка

$115.                       Магнит

$116.                       Ступка с пестиком

$117.                       Железная ложка для сжигания веществ

$118.                       Газоотводная трубка с пробкой

$119.                       Химическая колба

Конкурс №2 “Знакомое лицо”.

1 участник. На стенде закрыт маленькими листами с цифрами портрет ученого-химика. Вам необходимо, убирая постепенно по 1 листу, узнать ученого.

Портреты ученых - химиков:

Д.И. Менделеев

М.В. Ломоносов

Джон Дальтон

Йенс Яков Берцелиус

Конкурс №3

Конкурс для команды “Вода камень точит”

Игроки команды по очереди называют пословицы и поговорки о воде, не повторяясь (домашнее задание)!

Команда-победительница та, которая последняя сказала пословицу или поговорку.

Конкурс №4

Конкурс для команды “Одна голова хорошо, а две лучше”.

В каждом классе есть ученик Петя Верхоглядкин. Быстро выполнив домашнее задание, он убегает играть в футбол.

Вам предстоит проверить его домашнее задание и исправить ошибки.

Листочки с решением заданий членам жюри.

1)2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

- реакция замещения

CaO + H2O = Ca (OH)2

- реакция соединения

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

- реакция соединения

Zn + H2O = ZnO + H2

- реакция замещения

2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O

- реакция обмена

2) Считая, что кусочек сахара-рафинада имеет массу 5,6г, вычислите массовую долю сахара в вашем чае.

Конкурс №5

Для команды анаграммы – это слова, в которых порядок букв переставлен.

Записываете в свободные клетки правильные названия химических элементов и отдаете листочки членам жюри.

Е

З

Е

Л

О

Ж

           
 

С

Л

И

К

О

Д

О

Р

               
                             

Е

К

Л

И

Н

Ь

           
 

П

Р

И

Т

О

Н

К

             
                             

М

Е

Д

И

Н

Л

О

Б

               
 

Ц

И

Н

В

Е

С

           
                             

Л

Е

О

Д

Р

У

Г

             
 

Н

А

П

Л

И

Т

А

             
                             

О

Р

Р

Е

Б

Е

С

             
 

М

Н

И

К

Р

Е

Й

             

Конкурс №6

Для болельщиков вопросы “Великое таинство воды”.

За каждый правильный ответ – жетон.

Это был последний конкурс. И пока жюри подводит итоги, несколько загадок командам и болельщикам.

Слово предоставляется жюри.

Всем спасибо за игру.

Награждение: команде – медали, справки в портфолио, “5” в журнал!

Вопросы:

1. Назовите три состояния воды. (Жидкое, твердое, газообразное.)

2. До какого века считалось, что вода – простое и неделимое вещество?

  • до X века;
  • до конца XVIII века;
  • до начало XX века.

3. Кто доказал, что вода – это сложное соединение и состоит из двух невидимых газов?

  • Фалес Милетский;
  • Джеймс Уатт;
  • Антуан Лоран Лавуазье и Пьер Симон Лаплас.

4. Какой ученый, ставя опыт, пускал мыльные пузыри?

  • Генри Кавендиш;
  • Дмитрий Иванович Менделеев;
  • Исаак Ньютон.

5. При какой температуре вода замерзает?

  • при +1? С;
  • при 0° С;
  • при -3? С.

6. Сколько в морях и океанах растворено соли?

  • 1 миллион тонн;
  • 50 000 000 миллиардов тонн;
  • соли в морях и океанах нет;

7. Что такое гидросфера?

  • водная оболочка Земли;
  • водяной пар;
  • вся вода океанов и морей, не считая воды рек и озер.

8. В каком океане находиться море Лаптевых?

  • в Атлантическом?
  • в Индийском;
  • в Северном Ледовитом.

9. Какое количество составляет пресная вода от общего количества воды на земле?

  • 50%;
  • 2,8%;
  • 1%.

10. Назовите главное свойство воды в природе.

  • давать жизнь всему живому;
  • утолять жажду;
  • ее единство.

11. На сколько процентов огурцы состоят из воды?

  • на 100%;
  • на 10%;
  • на 98%.

12. Сколько в среднем каждый из нас выпивает воды в год?

  • 1 центнер;
  • 500 тонн;
  • 1 тонну.

13. Какие металлы и сплавы плавятся в горячей воде?

[В горячей воде плавятся такие металлы:

цезий (+28,5? С)

рубидий (+39? С)

галлий (+29,75? С)

калий (+63? С)

Сплав Вуда (50% Bi, 25% Pb, 12,5%Sn, 12,5% Cd)

Плавиться при температуре t =+60,5° C.]

14. Что такое тяжелая вода?

[Тяжелой водой называют соединение изотопа водорода дейтерия с кислородом Д2О. Тяжелая вода в небольшой количестве есть в обычной воде (1 весовая часть на 5000 весовых частей.)]

15. Какие химические элементы поступают в растение из воздуха, воды, почвы?

[Углерод, азот, кислород поступает из воздуха; водород и кислород из воды. Все остальные элементы поступают в растения из почвы.]

16. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?

[Заморозить воду можно ртутью, она плавиться при температуре - 39? С]

17. Полезно ли человеку пить чистую воду?

[Относительно чистой водой химики считают дистиллированную воду. Но она вредна для организма.]

18. Еще в глубокой древности было известно, что вода, находящаяся в контакте с металлом приобретает целебные свойства. Какой это металл?

[Серебро]

Если всю воду Земли распределить равномерным слоем на ее поверхности, то образовался бы мировой океан. Какова глубина этого океана?

[4 км]

21. Пресная вода. Где находиться большая часть пресной воды?

[85% на полюсах Земли в виде ледников.]

Сколько тонн воды требуется для выращивания 1 тонны пшеницы, 1 тонны хлопчатника.

[1500 тонн, 10000 тонн]

22. Растворяется ли стекло в воде?

[Растворяется, фенолфталеин, розовая окраска]

23. Если из воды мирового океана выделить всю поваренную. Соль, то ею можно было бы покрыть поверхность Европы. Какой толщины получился бы этот слой?

[5 км]

24. Сколько процентов воды содержится в организме человека? Сколько литров воды расходует человек в течении 24 часов?

[65%; 2,5-3л]

Загадки:

Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой.
“Г” на “Х” смени – и что же?
Элемент перед тобой. (Гром – Хром)

С буквой “З” меня ты ценишь,
Я известный элемент
Лишь на “Д” ее заменишь
Я – столярный инструмент. (Золото – Долото)

Имя женское возьми,
Букву “В” на “С” смени.
Химию не зря учил –
Элемент ты получил. (Вера – Сера)

Метаграмма интересна,
Но проста, наверняка:
С “Р” я – элемент известный,
С “Н” – во Франции река. (Сера – Сена)

Серебристо-белый и активный очень,
Говорит под водой он, между прочим.
Сверканье бенгальским огням придает
А в Новый год детям радость несет. (Магний)

Я крылатый элемент,
В небеса лечу на керосине,
Провожу тепло и ток,
Нахожусь в природе в глине. (Алюминий)

Хлорид его – зеленый
И синий купорос,
Какой металл те соли
Дает, вот в чем вопрос. (Медь)

Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести еще меня найдешь,
Теперь меня ты верно назовешь. (Кальций)

Этому металлу хвала и честь,
С ним получается “Белая жесть”
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна. (Олово)

Демонстрация слайда № 14-24

 Подведение итогов. Рефлексия.