Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок химии в 8 классе по теме «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе"

Методическая копилка - Химия

Разработала:

         Маклакова Вера Ивановна,

         учитель химии

         МКОУ «Быковская СОШ»,

         Горшеченский район

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

 

                                                                         

Технологическая карта  урока  по формированию УУД

 

 

Предмет:    Химия

Класс                8

Автор УМК       Г.Е.Рудзитис.Ф.Г.Фельдман

Тема  урока: Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические свойства

Номер урока в теме:  1-й  урок в теме «Водород»

Тип урока:   усвоение новых знаний

 Цель  и задачи занятия: создание условий для формирования  универсальных учебных действий (УУД) в процессе  познавательной деятельности   по изучению  общей характеристики, физических свойств и получения водорода:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности,формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка  в коллективе посредством общения и контакта с химическими объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных  УУД - формирование умений работать с  информацией, развивать познавательную активность, выявлять причинно-следственные связи в обобщении материала методом развития критического мышления через чтение и письмо; формирование умений строить логическое рассуждение, использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт; 

Регулятивных  УУД - (продолжение) формирование умений  выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества;  самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе по алгоритму: - Я; - Мы; - Дело.

Планируемые результаты:

 

$1·        сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  общей характеристики, свойств . способов получения , распространения водорода в природе;

$1·        анализ, сравнение , умение делать выводы на основе сравнения;

$1·        совершенствование умения определять по положению в ПСХЭ строения атома;

$1·        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

$1·        совершенствование  умений выявлять причинно-следственные связи в обобщении материала методом развития критического мышления через чтение и письмо;

$1·        овладение практическими навыками решения задач;

$1·        воспитание аккуратности, внимания,  добросовестного отношения к работе, развитие чувства взаимопомощи.

    

Оборудование: раздаточный материал для групп (инструктивные карточки), штатив с пробирками, цинк (гранулы), серная кислота, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы:  фронтальная беседа, работа в группах, проблемно-поисковый, наглядный, практический.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательная технология: технология работы в группах, развитие критического мышления через чтение и письмо.

Условные обозначения: личностные УУД (Л); познавательные УУД(П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р);

 

    


Содержание  занятия :

Краткое описание этапов занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Формируемые         УУД

1. Организационно-мотивационный этап.

Приветствует ребят:  «Здравствуйте ребята! Рада вас  видеть!»

Урок сегодня начнем не совсем традиционно. Посмотрите, на доске отсутствует запись темы урока. И это не случайно, т.к. тему вы сегодня назовете сами. Вы знаете, что сейчас мы изучаем тему «Неметаллы”. И вот о каком неметалле мы поговорим сегодня, вы должны определить сами, отгадав загадку:

Вы со мною уже встречались –

Я космический скиталец,

Элементов прародитель

И отважный предводитель.

Я любитель кислорода,

Вместе с ним даю я воду.

 Корректирует ответ учащихся, на экране слайд с правильным ответом.

Давайте вспомним, по какому плану мы изучали химический элемент кислород?

Можно ли использовать данный план для изучения химического элемента водорода?

Давайте попробуем сформулировать цель и задачи нашего урока.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку, настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные УУД: самоопределение ; смыслообразование; умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы ;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; 

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Организует фронтальную работу с классом.

Давайте вспомним, по какому плану мы изучали химический элемент кислород?

Можно ли использовать данный план для изучения химического элемента водорода?

Давайте попробуем сформулировать цель и задачи нашего урока.

   

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Создание  проблемной ситуации.

Вернемся к строкам эпиграфа нашего урока.

            Я любитель кислорода,

            Вместе с ним даю я воду.

О чем говорят эти строки?

Обладают ли кислород и водород сходными свойствами?

Что общего и в чем различие?

Чтобы  это выяснить, давайте повторим уже известное нам.

1.Знание знаков химических элементов.

2.Фронтальный опрос по теме «Кислород».

Отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы.

Один из учащихся показывает карточки со знаками химических элементов, а остальные их называют.

Личностные УУД: самоопределение ; смыслообразование; умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы ;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; 

3. Работа в группах. Первичное  усвоение новых знаний.

 Организует работу по группам, напоминает о необходимости соблюдения правил ТБ.

Группы получают и выполняют задание учителя:

1 группа «Теоретики»: указать химический знак, химическую формулу, положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов.

 изучить нахождение в природе химического элемента водорода, вещества водорода.

2 группа «Исследователи»: изучить физические свойства водорода;

3 группа «Экспериментаторы»:  получить в лаборатории водород и проверить его свойства.

Личностные УУД:осознание ответственности за общее дело; умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей;использование знаково-символических средств;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, дока­зательство и  выражение своих мыслей с достаточной пол­нотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

4.Защита заданий

Организует защиту учащимися заданий, по мере выступления  учащихся от групп  на экран выводит слайды с опорными знаниями, корректирует ответы учащихся.

1 станция «Теоретическая».

2 станция «Исследовательская».

3 станция «экспериментаторская».

Алгоритм опыта: (на слайде презентации)

•        Подготовить пробку с газоотводной трубкой.

•        Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.

•        Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода.

•        Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном.

•        Проверить на частоту водорода.

Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок.

Группы защищают задания ( по 1 человеку от группы), формулируют выводы

Опорные знания заносят в рабочую тетрадь:

1. Схема строения атома водорода, положение в ПСХЭ.

2.      Физические свойства: 

$1·         Газ б/ц, б/з, б/в;

$1·         Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном;

$1·         Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.

$1·         Tкип = - 253 С;

$1·         Малорастворим в воде.

3. Демонстрационный опыт «Получение водорода при взаимодействии цинка с соляной кислотой» , записывают уравнение реакции получения водорода в рабочих тетрадях:

     Zn +  2HCl = ZnCl2 + H2

Личностные УУД:осознание ответственности за общее дело; умение оценивать  ситуацию , содержание исходя из  социальных и личностных ценностей;  умение соблюдать дисциплину на  занятии , уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам;

Познавательные УУД:  анализ, синтез, сравнение, обобщение; понимание текстов, извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;  постановка и формулирование проблемы ; определение причинно-следственных связей;использование знаково-символических средств;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; построение логической цепи рассуждений, дока­зательство и  выражение своих мыслей с достаточной пол­нотой и точностью; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

5.  Закрепление знаний

Организует проведение графического диктанта.

Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода»

I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.        II вариант – для водорода.

1)        Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.

2)        В реакциях, как правило, окислитель.

3)        Имеет аллотропные модификации.

4)        Используется как восстановитель в металлургии.

5)        Получают при разложении воды.

6)        Самый распространенный элемент космоса.

7)        Входит в состав воздуха.

8)        Реагирует с неметаллами.

9)         Входит в состав оксидов.

10)        Легче воздуха.

Ответ: I вариант:  О2 – 1,2,3,5,7,8,9;

II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10.

Работают в проверочных тетрадях

На слух воспринимают и отвечают на вопросы по вариантам.Проводят взаимопроверку по ключу.

Личностные УУД:осознание ответственности за общее дело;

Познавательные УУД: умение устанавливать причинно-следственные связи  в процессе выполнения практических задач;

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; прогнозирование- предвосхищение результата;

 Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение работать в группе(контроль, коррекция и оценка действий партнера, принятие решения и его реализация);

6.  Подведение итогов. Рефлексия

- Перед началом урока перед нами стояла проблема: Каковы  свойства водорода? Обладают ли кислород и водород сходными свойствами?

Что общего и в чем различие?

 Используя полученные знания и практические умения, сформулируйте вывод о том, удалось  ли вам получить эти знания.

 Корректирует деятельность учащихся по соотнесению цели и результата урока.

Дает оценку деятельности учащихся.

Подводят итоги урока,дают оценку своим действиям и действиям одноклассников, отвечают на вопросы учителя:

1.        Что нового узнали сегодня на уроке?

2.        В чем испытывали затруднение?

3.        Что понравилось на уроке?

 

Личностные УУД:самооценка на основе критерия успешности;  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ; оценивание усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ;

Познавательные УУД:  рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Регулятивные УУД: контроль,  оценка; волевая саморегуляция;

 Коммуникативные УУД:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения;

7. Домашнее задание

Обращает внимание учеников на доску, где заранее записано домашнее задание (параграф 25,26 с. 76 №3,5).Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

Творческое задание(для желающих): Составить синквейн для слова «водород» по схеме:

•        Название темы – одно существительное

•        Описание темы -  два прилагательных

•        Описание действия – три глагола

•        Отношение к теме – четыре слова

•        Суть темы – одно слово

 

-  Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что наша  совместная работа принесет результат, а полученные знания станут очередной ступенькой в познании  мира!

Записывают домашнее  задание в дневник.

При наличии времени  начинают работу по составлению синквейна:

Водород.

Бесцветный, легкий.

В реакции вступает, восстанавливает, сгорает.

В смеси с кислородом  взрывоопасен.

Осторожно!!!  

Личностные УУД:самооценка на основе критерия успешности;  оценивание усвояемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор ;

Познавательные УУД:  рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

Регулятивные УУД: контроль,  оценка; волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью ; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений ; использование критериев для обоснования своего суждения;