Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

биология

Методическая копилка - Биология

Тема урока « Кожа - наружный покровный орган».

Подготовила: Маркова Л.В.
 

Цели: 1)образовательные

-- сформировать у учащихся знания о функциях кожи в связи со строением, о производных кожи ( волосы, ногти) ;

--сформировать представление о покровной системе организма;

--выработать навыки установления связи между макро- и микроструктурами;

--развивать умения работать с учебником;

-- научить приёмам исследования.

2)воспитательные

-- способствовать выработке привычки соблюдать гигиенические правила;

-- научить обосновывать гигиенические требования.

3)развивающие

-- продолжать развивать интеллектуальные способности уч-ся, используя проблемные задачи, побуждающие самостоятельно думать, сравнивать, обобщать, конкретизировать -- развивать умения логически мыслить, доказывать  утверждения примером или объяснением.

Оборудование: таблица « Строение кожи», лупы, мультимедийный комплекс, презентация «Кожа – наружный покровный орган», учебник Д.В.Колесова Биология. Человек 8 класс.

Ведущие понятия: эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, рецепторы, железы внешней секреции, меланин, функции кожи, взаимосвязь строения с выполняемой функцией, организм - единое целое.

 

Ход урока

I)Организационный момент. Слово учителя (объявление темы и целей урока).-

Вы хотите выглядеть красиво? Быть привлекательным и приятным для окружающих вас людей?

 

Обратите внимание на эти женские образы, не правда ли, они красивы.

Конечно, у каждой эпохи существовали свои представления о красоте. В моде были и пышные формы с розовыми щёчками, и худощавые силуэты с бледностью в лице. Но неизменно у всех красавиц было одно – ухоженная, здоровая кожа.   Именно кожа - главный показатель красоты, кожа – зеркало здоровья. Именно по её виду в далёком прошлом врачи определяли, здоров человек или болен.

- Почему в подростковом возрасте важно содержать кожу в чистоте?

- Почему не только от  тепла, но и от «стыда» - краснеет наша кожа?

Человек  от   «испуга» - потеет, а от «страха» - бледнеет.

Сегодня у нас первый урок по новой теме и называется он «Кожа - наружный покровный орган». Сегодня на     уроке мы изучим     строение кожи и её функции,     познакомимся с     производными кожи, убедимся в     том, что состояние     кожи является показателем   здоровья     человека.

II Актуализация знаний / фронтальная беседа по     вопросам /

Нам понадобятся некоторые понятия, которые вы изучили ранее. Давайте их повторим.

1. Что называется тканью?

2.     Какие типы тканей вы знаете? /эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная/

3. В чём особенность строения эпителиальной ткани? /Эпителиальная ткань образует поверхностные слои кожи, клетки плотно прилегают друг к другу выполняет роль защиты./

4.А в чём особенность соединительной ткани?

5. А какие системы органов вы помните?

Вы знаете, что каждый орган выполняет определённую функцию. Но есть такой орган, который выполняет большое кол-во функций, он покрывает всё тело человека. Вы, конечно, догадались – это кожа.

 

III.   Новая тема. Рассказ учителя, сопровождающийся показом слайдов.

 

1.Наружные покровы тела (кожа, производные (волосы, ногти), слизистые оболочки); их барьерная функция (между внешней и внутренней средами)

2. Строение кожи.

Слайд   Строение кожи

Кожа  1) эпидермис ( два слоя +мальпигиев слой(зернистый эпителий))

Базальная мембрана

2) дерма

3) подкожная клетчатка

1)       Эпидермис, многослойный эпителий, покрывающий всё тело, защищает организм от высыхания и не пропускает в тело чужеродные вещества.

 

Эпидермис соприкасается с окружающей средой .Поверхностные клетки мёртвые (1)ороговевшие отслаиваются  постепенно по мере роста новых клеток из базального слоя.

В базальном слое(5) стволовые клетки делятся и дают начало новому слою клеток кожи(2).

Свойства этого слоя кожи. Базальный слой клеток обеспечивает регенерацию. Вы, наверное, все наблюдали заживление ран.

В этом слое также находятся пигментные клетки, выделяющие пигмент - меланин, который придаёт коже цвет.

На солнце при загаре кожа темнеет, т. к. в ней вырабатывается много пигмента. Это защитная реакция организма от губительных для живого  ультрафиолетовых лучей.

У вас на столах имеются ручные лупы. Возьмите их и посмотрите на тыльную сторону ладони. Что вы видите?/ ответы уч-ся/ А теперь посмотрите на внутреннюю сторону ладони. Протоки каких желёз там заметны?/ответы/

2) Дерма

Второй слой кожи состоит из соединительной ткани, содержащей эластичные волокна. Здесь находятся потовые и сальные железы, корни волос, кровеносные сосуды. Кровь обеспечивает вместе с кожей взаимосвязь с окружающей средой, а  кровеносные сосуды  кожи реагируют на малейшие изменения внутренней среды.

- Какое изменение  можно наблюдать по этому рисунку?

 

- Что происходит с сосудами, а что с кожей?

 

.

На рисунке видны рецепторы. На самых пограничных участках (3) оголённые болевые рецепторы. Близко к сосочковому слою находится(6)тактильный  упакованный в оболочку из соединительной ткани  рецептор.

Роль рецепторов в связи с внешней средой.

 

Производные кожи

 

Железы, (неравномерность их распределения по телу) волосы и  ногти - производные кожи. Сальные железы около волосяной луковицы при движении волос выводят на поверхность кожи сало, придающее ей эластичность.

-  Волосы и их свойства (чешуйчатое строение, сила косы – в тоннах) - Волос помогает чувствовать малейшее дуновение ветра (играет роль даже  смешение волоса на 5 градусов, нервные окончания вокруг корня воспринимают сигнал).

Сегодня на уроке у нас присутствуют физиологи. Они будут дополнять мой рассказ и познакомят нас с интересными фактами.

СООБЩЕНИЯ (говорят дети) 1. Волос состоит из кубовидных эпителиальных к-к, которые ороговевают в результате накопления в них кератина. Корковое в-во волоса содержит различное кол-во пигмента – меланина, он определяет цвет волос. Мозговое в-во волоса может содержать пузырьки воздуха; с возрастом их кол-во увеличивается и снижается выработка меланина, волосы - седеют .

 

2.Потовые железы выделяют лишенную запаха жидкость, которая позднее может издавать неприятный запах благодаря деятельности бактерий. Но соединения цинка и алюминия подавляют их активность, поэтому дезодоранты и средства от пота содержат эти соединения.

3.Потовые железы - клубочки оплетенные капиллярами; пот содержит воду, NaCl, KCl, мочевину, мочевую кислоту, аммиак, АК. В коже 2 млн. потовых желез. За сутки выделяется 500 мл пота. Функция - поддержание постоянной температуры тела.

Молочные железы - измененные потовые железы, вырабатывают молоко (только у женщин). Функция - кормление ребенка.

 

Учитель(продолжает)Сальные железы - имеют вид гроздей, открываются в волосяную сумку; сало состоит из ЖК, продуктов распада эпителиальных клеток, витаминов А, Д, Е. Функция - смачивает волосы и кожу => эластичность, влажность.

-         Производные кожи

-         Волосы - живут 2-4 года. Волос = стержень + корень + волосяная сумка + нервные окончания + кровеносные сосуды функция - теплоизолятор, защита от пыли глаз.

Ногти - роговые образования, развиваются из эпидермиса. Функция - защита фаланг пальцев, опора для мягких тканей.

А сейчас рубрика «Кожа в цифрах». И вновь нам помогут физиологи./говорят дети/

ЭТО ИНТЕРЕСНО (КОЖА В ЦИФРАХ)

  1. На 1 кв. см. кожи приходится 100-200 болевых, 12-15 холодовых , 1-2 тепловых рецепторов и около 25 точек давления.
  2. Площадь кожи ---1,5—2 кв.м.; масса кожи---2,7кг
  3. Через кожу выделяется-80-90% энергии.
  4. С поверхности кожи в среднем испаряется от 0,5л. до 1 л. пота, а в сильную жару до 12л.
  5. Температура кожи различна:36,6-в подмышечной впадине; 34-на животе; 20-25-на лиц;

37,5-38-кровь и внутренние органы.

6.Кожа наиболее чувствительна к уколам в 9 утра.

7.Человек каждый час теряет 800 тыс. микрочастиц кожи, за год 675 гр., к 70 годам-47 кг.

8.Волосы бровей и ресницы живут 3-4 месяца.

9.Самая длинная борода у норвежца Г.Лангсета, длина 5,33 метра.

10 Волосы живут 2-4 года.

Спасибо за интересные познавательные факты.

 

IV Закрепление материала

Беседа по вопросам и одновременно заполнение таблицы.

1)Из каких слоёв состоит кожа?

2)В каком слое располагаются потовые и сальные железы?

3)Укажите ткани, составляющие кожу?

4)Назовите основные функции подкожножировой клетчатки?

5)Какие функции выполняет кожа?

Заполнение таблицы, работа с учебником и таблицей.

 

Слой

Строение

Функция

Эпидермис

Многослойный ороговевающий эпителий. Верхний слой - мертвые роговые чешуйки; нижний слой живых клеток - базальный (деление).

Защитная

Дерма

Плотная волокнистая соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей.

Защитная

Чувствительная

Дыхательная

Обменная

Терморегуляторная

Подкожная жировая

клетчатка

Рыхлая соединительная ткань

Защитная

Терморегуляторная

Запасающая

3) Ассоциативные пары слов

(упражнения для запоминания)

После проговаривания вслух (или по себя) устанавливается логическая связь между словами в паре. Потом воспроизводится. Это способствует запоминанию, и ученики учатся умению запоминать и устанавливать логическую связь

При запоминании ученики связывают пары по смыслу, устанавливают логические связи, стараясь запомнить для дальнейшего воспроизведения.

1. Эпидермис – поверхностный ороговевший слой, поверхностные мертвые клетки слущиваются  как чешуйки – перхоть на голове.

2. Выделение сальных желез на поверхности грязной кожи. Сало является питательной средой для бактерий.

3. Пот на коже высыхает. В его состав входят вещества, содержащиеся в моче.

4. На границе эпидермиса и дермы находится     базальный слой живых     клеток, обеспечивающих регенерацию.

5. Дерма содержит эластичные волокна.

6.     В клетках кожи содержится     пигмент меланин, который определяет цвет кожи.

7. 2-3 млн. потовых желез выделяют пот

8. Ноготь является производным кожи.

Установите логическую связь между парами словами ,которые имеются у вас на листах, соединив их стрелками. Обменяйтесь листами и проверьте правильные пары. Кто не допустил ни одной ошибки? Поднимите руку.У кого одна ошибка?

 

Эпидермис – перхоть.

Сало – бактерия.

Пот – моча.

Регенерация - базальный слой

Дерма – эластичные волокна.

Меланин – цвет.

2-3 млн. – выделение.

ноготь  - производные кожи.

Рефлексия

Давайте подведём итоги урока.1. Что нового вы узнали на уроке?/ответы детей , 2 ч-ка/. 2.Вам было интересно?

Учитель. Сегодня на уроке мы изучили строение покровов тела, ознакомились с функциями кожи, её производными и говорили о необходимости ухода за кожей..

А ответьте, пожалуйста, на вопрос. Почему же говорят, что кожа –зеркало здоровья?/ответы детей/.

Итоги урока (оценки) Вы поработали хорошо и получите следующие отметки…………..

Обратите внимание на экран /работа со слайдом/

.Скажите, что нужно для того, чтобы была здоровая кожа ,волосы и ногти? А что ведёт к нездоровому виду кожи и волос?/ответы детей/

Молодцы.

V .Домашнее задание п.39 ,

Творческое задание по выбору 1.Подготовить сообщения на тему «Как ухаживать за кожей?»   или      2.Подготовить рекламный проспект, отражающий правила ухода за кожей. Пример одного из них вы сейчас видели.

Показ последнего слайда. Чтение стихотворения.

Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать.

Кожа - зеркало здоровья

-упругая, гладкая кожа (здоровый организм)

_вялая, отечная, бледная (болезнь, возраст)

--кожа с желтушной окраской (при болезни печени)

-отёчная, с синюшной окраской (при наруш. деят-ти сердца)

-кожа с сероватой, землистой окраской (при желудочно-кишечных заболеваниях)

--аллергические реакции.

 

 

VI     Дополнительный материал к уроку

 

 

 

 

Факты

Причины

 

Окраска     кожного   покрова   у     разных   людей различается     оттенком     и      цветом.     После пребывания на солнце появляется загар.

Окраска       кожного     покрова     определяется количеством красящего пигмента - меланина при               постепенном     воздействии ультрафиолетовых лучей количество меланине увеличивается.

 

Худые люди быстрее замерзают, чем полные.

Подкожный жировой слой предохраняет от охлаждения.

 

Специальными упражнениями можно «добиться» большей выразительности лица.

Мимические мышцы придают лицу живость и выразительность, сокращаясь, они образуют складки кожи, определяющие выражение лица.

 

При виде собаки у кошки взъерошивается

У корня волоса есть крошечная мышца, сокращение которой поднимает волос. Это

 

шерсть. Когда нам холодно или страшно, у нас волосы «встают дыбом».

рудимент тех мышц, которые «топорщат» мех испуганного или переохладившегося животного. Человек в таких случаях покрывается «гусиной кожей».

 

Ногти на руках за неделю вырастают на 1 мм, на ногах в 4 раза медленнее. Летом они растут быстрее, чем зимой.

Рост ногтя происходит за счет деления клеток его корня и зависит от состояния организма, его возраста, профессии и других факторов.

 

После бани «легче дышится».

Кожа участвует в газообмене. Дыхание кожи составляет примерно 2% всего газообмена. Воздух проникает в полость трубки потовой железы.

 

От холодного воздуха наша кожа вначале краснеет, а при длительном охлаждении бледнеет.

Изменение цвета кожи обусловлено тем, что кровеносные сосуды под влиянием холода вначале несколько расширяются, а затем суживаются. Приток крови к поверхности тела уменьшается, и потеря тепла организмом снижается.

 

При усиленном потоотделении уменьшается нагрузка на почки.

Функцию почек частично выполняет кожа. Пот содержит 98% воды, 1 % растворенной поваренной соли, 1% органических веществ. Вместе с потом выделяются ядовитые и лекарственные вещества, попавшие в организм. По составу пот близок к моче, но менее концентрирован.