Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

биология

Методическая копилка - Биология

З д о р о в ь е

и проблемы рационального и

безопасного     питания.

Интегрированный урок (биология и химия)

8-9 классы

Провела       Л.В.Маркова

 

 

Мы живём не для того ,чтобы есть, а едим для того ,чтобы жить.(Сократ)

Человек есть то, что он ест. (Древняя мудрость).

99% болезней - от неправильного питания. (Поль Брэгг).

Еда должна быть лекарством, иначе лекарства станут едой (Парацельс ).

 

Цели и задачи урока: познакомить уч-ся с составом ,строением и свойствами пищевых продуктов с т.з .химии и биологии ;рассмотреть основные принципы рационального и здорового питания; продолжить развивать интерес к предмету, умения самостоятельно добывать знания и формировать выводы; развивать творческие способности, социальную активность через установление межпредметных связей биологии с химией           медициной,историей и физикой,экологией воспитывать мотивацию здорового образа жизни,активной позиции в отношении охраны своего здоровья.

Оборудование: книги по кулинарии, плакаты с высказыва­ниями великих людей о здоровом питании, плакаты по гигиене питания, слайды ,книга И.Проскурина «Учебник здоровья»,продукты питания,анкета..

 

Ход урока

Ведущий На нашем интегрированном уроке, который будет проходить в виде научной конференции, присутствуют учёные, медики ,диетологи, историки. Для обсуждения предлагается следующая тема « Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания» /слайд1/.Она была взята не случайно, а исходя из результатов соц.опроса наших школьников.(приложение 1)

Питание –одно из основных свойств любого живого организма.Но,пища в 70% является основным источником большинства заболеваний Наше здоровье — самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам дается только один организм. Если мы небреж­но обращаетесь с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не сможем.

.Не кажется ли вам, что можно сохранить здоровье, если последить за характером питания и позаботиться о своем орга­низме.

 

Что такое здоровье? Чёткого определения нет. Медики считают здоровьем отсутствие болезней

./слайд 2/

Пять китов, на которых держится наше здоровье , из которых построен наш организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минералы.

Точнее, есть еще два кита, тоже поглощаемые внутрь: свежий воздух, чистая вода .

./слайд 3/

Как же соблазнительна пестрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них , которые создала современная цивилизация.

Пища . По­чему она необходима каждому из нас? Какие главные питатель­ные вещества пищи?Каковы её состав и свойства?(ответы учащихся 8 кл.-9кл)

 

Начнём с первого компонента пищи . Выступление---1—го биохимика /.слайд 4/

 

Белки — важнейший компонент пищи Из них состоят все телесные ткани (кроме костей), ферменты, гормоны. От них зависят ос­новные жизненные процессы в организме: обмен веществ, раз­дражимость нервов, иммунитет , способность к росту, размножению, мышле­нию. К белковым веществам относятся: гемоглобин — пере­носчик 02 в крови, ферменты — ускорители биохимических ре­акций, некоторые гормоны — регуляторы обменных процессов, нуклеопротеиды —. носители наследственных свойств. Единственным источником их образования в орга­низме являются аминокислоты белков пищи. Вот почему белки совершенно необходимы в питании человека.

.Потребность человека в белке зависит от возраста, пола, характера трудовой деятельности. .

Белки- это 150 АК ,из которых 20-основные(участвуют в создании любых белков-соответственно командам ДНК), а из них 8 не заменимы (не синтезируются в организме и должны поступать с животной пищей.)

 

.Выступление 2-го биохимика

Я дополню выступление коллеги .Белки с т.з. химии— природные полимеры, состоящие из остатков а-аминокислот. Белки способны гидролизоваться под действием ферментов Скорость гидролиза белка зависит от его состава, мо­лекулярной массы, активности фермента, РН и температуры (реакция гидролиза)

(работа у доски)

ВЕДУЩИЙ "Жизнь есть способ существования белковых тел",-. говорил Энгельс . Этим все сказано о значении белков .Следующий компонент пищи –углеводы./слайд 5/

 

3-й биохимик Углеводы — обширный класс органических соединений (глюкоза, сахароза, фруктоза, крахмал, целлюлоза ). В клетках живых организмов углеводы являются источниками энергии, обладают противомикробными свойствами. Они входят в состав клеточных структур, составляя основу живой материи, выступают в роли регуляторов важнейших биохимических процессов.,

Углеводы занимают исключительно важное место в питании. Их доля по калорийности в продуктах питания составляет от 50 до 80%.

Глюкоза - самая важная из всех углеводов , так как при ее окислении выделяется больше трети используемой в организме энергии.

Нервные клетки и клетки головного мозга работают только на глюкозе

Ведущий.Чем интересна глюкоза с химической т.зрения.

4-й биохимик

С глюкозой происходят следующие превращения в органах пищеварения: дыхание и брожение.(работа у доски)

Дыхание — экзотермический процесс ферментативного окис­ления до Н20 и С02, С6Н1202+602->6С02 + 6Н20.

При окислении одного моля (180 г) молекулы СбН1206 выде­ляется 685 кКал энергии.

Брожение — процесс получения многими организмами энергии в отсутствие молекулярно­го кислорода. Среди многих способов сбраживания глюкозы наиболее важны молочнокислое и спиртовое брожение.

Молочнокислое брожение

СбН1206 ---2С3Нб03 + 2Н20

молочная

кислота

При этом выделяется----32,4 кКал энергии.

Спиртовое брожение

С6Н1206 ----2Н5ОН + 2С02 + 20

этанол

Здесь высвобожда­ется 28,2 кКал энергии.

 

Ведущий. /Откуда нервные клетки ежесекундно берут энергию, если глюкоза поступает в организм только с пищей.?/

3-й биохимик.. Глюкоза запасается впрок в клетках печени и мышц в виде полисахарида, называемого гликогеном.

Давно существует надежный способ баланса глюкозы; он был известен еще древним грекам. Уже две тысячи лет на­зад они не поленились выбить на камне:

Хочешь быть здоровым — бегай! Хочешь быть красивым бегай! Хочешь быть умным — бегай!

В переводе на прозаический язык науки это означает, что должен быть баланс между содержанием глюкозы в организме и степенью физической нагрузки человека.

ВЕДУЩИЙ     « Углеводы--- дрова для печки «организм», написал один тренер в своей книге.

Значит организм не дурак,что любит сладкое!

Итак, глюкоза в крови необходима

/слайд6/

5 -й биохимик. А вот жиры относятся к классу химических соеди­нений, носящих общее название липиды. Липиды — это слож­ные органические соединения ,которые содержатся в растениях, животных, мик­роорганизмах.

Их общие свойства — нерастворимость в воде.

Пищевые жиры — в основном сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

.(работа у доски)

 

сн2 - о

сн - о -

сн2 - о

 

Пищевые жиры являются подлинными концентратами энер­гии. При окислении 1 г жира выделяется 9,3 кКал энергии, т.е. в 2,25 раз больше, чем при окислении белков и углеводов.

Ведущий     /Каковы же потребности человека в жирах? /

Полное исключение жиров из питания приводит к се­рьезным нарушениям здоровья. Недостаток жирных кислот приводит к задержке развития растущего организма, наруше­ниям структуры и функции клеточных мембран, воспалению кожи.

Избыток ЖК в пищевом рационе ведет к повышению содержания холестерина в крови, а это повышает риск развития атеросклероза.

 

ВЕДУЩИЙ Следующая необходимая часть пищевого рациона витамины ,в переводе с латинского –vita-жизнь./слайд 7/

6-й биохимик Витамины можно сравнить со спичками.  

В организм поступили белки, жиры, углеводы. Чтобы все это начало «вариться», чтобы "печка" разгорелась, необходимо дрова запалить. Это делают витамины.

Механизм их работы таков: пища попав в пищетракт должна раздробиться на молекулы! Пусковым запалом являются ферменты (например, слюна или желудочный сок).

Но пока в организм не попали должные витамины, вся вышеописанная цепочка бездействует.

Витамины в организме не вырабатываются (лишь К и А). Они поступают только с пищей: белками, жирами , зеленью, плодами, овощами. Кладезь многих витаминов - печень, дрожжи, молоко.

Ведущий       /А как вы думаете, сколько нужно употреблять витаминов?/

Да сколько угодно, избытка витаминов не бывает. Точнее, вреда от него не бывает.

 

ВЕДУЩИЙ Следующий компонент пищи чаще всего ускользает от внимания.--это

минералы   /слайд 8/ 

.

7-й биохимик.   Да, фактически половина человека-это они! 70 минералов обнаружено в теле человека, из них 50 - жизненно необходимые: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, хлор, сера - в больших количествах. В малых дозах нужны: железо, марганец, цинк, медь, селен, молибден, кобальт, йод, фтор, никель, олово, ванадий и другие .Это- музей минералов! Большинство микроэлементов поступает в организм с водой, особенно минеральной, с фруктовыми соками.

/И что же, ненужных минералов нет?/

Да, все минералы нужны. Например, селен играет большую роль в зрении.

А без железа ,которого в организме всего 3 грамма, не будет работать гемоглобин, доставляющий кислорода к клеткам, а без кислорода невозможны никакие процессы в организме. Им богаты яблоки, дыни, картофель, печень, яйцы и другое.

Йод, которого в организме 1,7г, обеспечивает работу щитовидки, она регулирует обмен веществ, не допускает ожирения, атеросклероза. При недостатке возникает кретинизм, микседема.

ВЕДУЩИЙ, В большинстве семей есть люди с болезнями, обусловленными неправильным питанием. Это не значит, что если вы едите какой-нибудь продукт в больших количествах,то обязательно заболеете. Однако многие болезни в определенной мере обусловлены характером принимаемой пищи. Вы прослушали сообщения наших гостей о пит. в-вах.. членам конференции Какие будут вопросы к членам конференции ?

 

В 1.       /Скажите ,чем грозит недостаточное потребление белков?/ 

1-й врач.Как уже говорили , белки представляют основу структурных элементов клеток и тканей. Человеческому организму в среднем требуется'1,1 —1,3 г белка на 1 кг веса. Белковое голодание довольно быстро приводит к тяжелому расстройству здоровья. Особенно чувствителен к недостатку белка растущий организм детей .Белковая недостаточность приводит к задержке, а затем к полному прекращению роста, вялости, похуданию, отекам и малокровию, тяжелым расстройствам функций печени и поджелудочной железы, пони­жению сопротивляемости организма к инфекционным заболева­ниям . Нередок и смертельный исход. Нарисованная картина характерна для заболевания квашиоркор, получившего широкое распространение среди детей на Африканском конти­ненте, а также в некоторых странах Азии и Америки. Тяжелые последствия белкового голодания особенно памятны людям, пе­ренесшим блокаду Ленинграда.

 

.В 2.   /Мы часто слышим о вреде холестерина и призыв отказаться от жирной пищи. Так ли он вреден?/ 

2-й врач. В природных жирах и во многих пищевых продук­тах содержится определенное количество сложных жироподобных углеводородов. Наиболее важный из них — холестерин.

Холестерин является составной частью клеточных оболочек большинства клеток здорового организма. В организме он используется для образования ряда активных веществ (половых гормонов, гормонов надпочечников, желчных кислот и т.д.), осо­бенно много холестерина — свыше 2% — в тканях головного мозга.

 

В 3 /Вы говорили о положительном влиянии глюкозы на организм ,а что произойдет, если её будет слишком много?/

3-й врач. Глюкоза, поступающая в кровь из кишечника, транспортирует­ся затем в печень, где из нее синтезируется гликоген — резервный углевод. Гликоген откладывается в печени и мышцах. Его коли­чество у взрослого человека составляет 150—200 г.Этот процесс регулирует поджелудочная железа.

Недостаточное выделение ею гормона инсулина вызывает тяжелую болезнь — диабет. Организм теря­ет способность усваивать сахар, он накапливается в крови и вы­водится с мочой. Недостаток инсулина приводит к обезвожива­нию тканей и потере воды организмом, что вызывает у больного мучительную жажду. Содержание сахара в моче может достигать 5—10% (в норме она не содержит сахара). Наблюдается исхудание, иногда, на­оборот, ожирение.

У диабетиков нарушатся обмен в-в. Белки рас­щепляются не полностью, промежуточные продукты очень ядо­виты и вызывают тяжелое отравление организма.

Ведущий / Как же вер­нуть всё к норме?/

Прежде всего врач устанавливает правильную диету и назначает введение инсулина. Он тормозит выделение сахара печенью и улучшает его усвоение всеми клетками орга­низма.

В 4/Что вы посоветуете, чтобы не придерживаясь диеты, не набрать лишних килограммов?/

4-й врач Формула проста:

1). расход энергии и веществ должен быть равен пополнению энергии и веществ ;

2).не допускать крайностей в расходе и пополнении, резких перегрузок и потрясений(это з-ны физики.)

ВЕДУЩИЙ Совершенно верно.Медицинская статистика утверждает, что основная причини ожирения в 60% случаев — переедание.

4 й врач Чтобы этого не произошло в организме работают два центра.(голода и насыщения)

Механизм работы центра голода таков.

Поработал - израсходовал, скажем, углеводы. В потоке крови их стало меньше. Поток этот омывает в головном мозге центр голода (в гипофизе), что формируется в позыв:

- Хочу есть!

Но возможности поесть нет. Прошибает холодный пот, наступает слабость , производительность труда падает.

Это истинный голод, ибо из запасников все уже извлечено. Организм зачинает разрушать структуры (например, мышцы).

И тут мы сытно поели .Включается центр насыщения . 

- Есть больше не хочу!

Но важно помнить правило 20 -ти минут : желудок уже полон, а чувство голода не исчезает! Оно пройдет через 20 минут! За это время столько всего можно проглотить! Посему вставать из-за стола нужно с легким чувством голода.

 

ВЕДУЩИЙ .Диетология-наука о том как наш организм усваивает пищу, которую мы едим. И хотя это очень сложная наука, несколько простых советов помогут выработать здоровые привычки питания.

 

Послушаем диетологов.

1-й диетолог. Любой организм вплоть до периода увядания должен развиваться, и это развитие обеспечивается питанием.

Питание должно быть адекватным. Адекватность — значит соответствие. В данном случае, поскольку здоровье человека на 20% зависит от генетики, питание должно быть адекватным генетике. То есть питание должно соответствовать традициям, характерным для конкретного этноса. Все что неадекватно, то чужеродно для организма. Сегодня 60% всех потребляемых у нас продуктов являются именно чужеродными, не соответству­ющими национальным традициям, а значит — и генетике. Рус­ский человек испокон веков ел каши, щи и супы, картошку с мясом — именно на такую пищу у нас эволюционно отобраны соответствующие ферменты.

Я бы сделала исключение для одного продукта — банана. Не­взирая на свою «чужеродность», бананы обладают уникальным свойством поднимать настроение. Дело в том, что они нормали­зуют серотониновый обмен в организме, ответственный за наш оптимизм. Употребление бананов можно рекомендовать для про­филактики стрессов.

 

В 5 /Что значит «экологически чистое питание»?/_слайд /

2-й диетолог. Питание экологически чистое, значит, прежде всего натураль­ное. Поэтому, безусловно, предпочтение нужно отдавать нату­ральным продуктам, а не зарубежной консервации в ярких упаковках. Очень важно сохранить нормальный биоценоз микроорганизмов в кишечнике. Этому способствует употребление таких продуктов, как кефир, бифидок и лактобактерин. Без них в условиях экологического кризиса просто не обойтись.

.

В   6   /Я много слышала об очищении организма. Чем располагает в этом вопросе наука о питании?/

Очищение организма — тема злободневная. Пропагандиру­ется масса способов, порой весьма абсурдных.

Организм должен сам очищаться в процессе пищеварения, и только так. Наиболее важное значение в этом принадлежит клетчатке и так называемым комплексонам, которые высво­бождают из организма различные токсичные вещества и тем самым чистят его. Для очищения необходимо ежед­невно употреблять такие продукты, как морковь, капуста, свек­ла, лук, чеснок в любом удобном для каждого виде. Чтобы по­худеть, нужно есть 4—5 раз в день, но самое главное — ложиться спать абсолютно голод­ным. Последний прием пищи — не позднее 6 ч вечера..

 

Ведущий./ Сделаем экскурс в историю .Как же питался первобытный человек?/

(показ изображения первобытного ч-ка)/слайд   /

3-й историк. Из истории развития живой природы следует, что когда человек сформировался как биологический вид, он питался плодами растений (орехами, семенами, зернами, корнеплодами).

К этому была приспособлена его пищеварительная система, резко отличающаяся от таковой у хищных жи­вотных. Потом оледенение и голод заставили человека освоить способ питания хищников. Постепенно нужда в этом отпала, но привычка осталась.

Наши предки ели много белка ,но мало жира и совсем не знали сахара.

В процессе эволюции ч-к стал потреблять непривычную генетически чужеродную пищу.

В странах Африки и Азии, где молочное животноводство не было распространено, многие люди и сегодня не способны усва­ивать молочный сахар. Некоторые люди не могут усваивать глютен — белок пшеницы. Белый хлеб вызывает у них заболе­вание, называемое глютеновой энтеропатией..

У многих эскимосов Гренландии отсутствуют ферменты для усвоения растительных сахаров, ведь до недавнего времени ра­цион гренландцев состоял почти исключительно из мяса и рыбы.

В 7 / Может ли потребление качественной пищи нанести вред здоровью?/

.1-й Медик Аллергия –пример вредности пищи (при ее безупречном качестве!). Наглядна она у детей: дали шоколадку, а у ребенка сыпь пошла! Съел яйцо -тоже!

Причиной может быть нехватка чего-либо в организме ..

П.А-связана со специфическим влиянием пищевых в-в на иммунную с-му организма ч-ка .Белки ягод, фруктов, молока, яиц, рыбы -чаще всего вызывают аллергию.

Наиболее часта она у детей грудного возраста. Это объясняется тем, что пищеварительная система у детей раннего возраста далеко не совершенна. У новорожденных детей еще очень мала активность пищеварительных ферментов и система иммунологической защиты от чужеродных влияний достаточно слабая. Единственная пища, к которой они приспособлены, - материнское молоко. Профилактика и лечение пищевой аллергии заключается в исключении непереносимых продуктов питания из рациона.

. Аллергию нельзя путать. с непереносимостью продуктов. Различить их может только врач.

 

ВЕДУЩИЙ   Наша пища напрямую зависит от экологической среды .А она испытывает на себе отрицательное влияние ч-ка и последствия не заставляют себя долго ждать. Вредные вещества проникают в пищу из почвы, воды ,воздуха ,накапливаясь в растениях, животных и т.д.

Например накопление нитратов из почвы свойственно многим съедобным растениям (картофель, капуста, морковь, томаты и т.д.). Нитраты в организмах восстанавливаются в нитриты, затем из них могут образовываться канце­рогены.

Нитриты также используются в качестве добавок при производстве колбасных и рыбных изделий.

3-й врач А я хотел бы рассказать о заболеваниях микробиальной природы .К ним относят­ся пищевые отравления и пищевые инфекции. 

Пищевые отравления наблюдаются в тех случаях, когда в продукте развиваются микроорганизмы, образующие токсины. Наиболее распространены стафилококковые пищевые отравле­ния. Симптомы заболевания наблю­даются через 1—6 ч после потребления продукта (тошнота, рво­та, головные боли, брюшные спазмы, понижение температуры и артериального давления). Стафилококковые отравления могут вызвать молочные и мясные продукты , заварные и масляные крема для кондитерских изделий.

Наиболее тяжелое пищевое отравление, часто сопровождаю­щееся смертельным исходом, вызывает ботулинотоксин. Боту-линотоксин может образовываться в рыбе, мясе, мясных, рыб­ных и молочных продуктах, консервированных плодах и ово­щах. Микроорганизм широко распространен в почве и воде. Симптомы отравления проявляются через 12—36 ч после упот­ребления токсичного продукта (желудочно-кишечное расстрой­ство, слабость, головокружение, затуманенное зрение, снижение артериального давления, судороги).

При нарушении санитарно-гигиенических правил наблю­даются пищевые инфекции.

Более 300 видов грибков при развитии на пищевых продук­тах образуют микотоксины, обладающие мутагенными и канце­рогенными свойствами, отрицательно сказывающимися на здо­ровье людей.

 

ВедущийЧасто в наших магазинах можно увидеть продук­цию, которая не отвечает международным стандартам качества: может содержать патогенную микрофлору, а также специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья. Кроме того, поставщиков далеко не всегда заботясроки хранения этих продуктов.

В   8   / Как же в такой ситуации обе­зопасить себя?/ 

Врач.Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упа­ковке. Обратите внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок: эмульгаторы, пищевые красители, вку­совые и ароматизирующие вещества. Каждый индекс несет ин­формацию о характере воздействия входящего в продукт инг­редиента на организм человека.                    Покупатель должен решать сам, приобретать ему данный продукт или нет.

Ведущий Известны коды пи­щевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующую характеристику. 

Коды пищевых добавок

1. Запрещенные                                Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125,                                                    Е126,Е130,Е152,

2.  Опасные                                 Е102, Е110, Е120, Е124, Е127

3.  Подозрительные       Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477

4. Канцерогенные       Е131, Е210—217, Е240, ЕЗЗО

 

5.Вызывающие
расстройство кишечника       Е221—226

 

6.Вредные для кожи           Е230—232, Е239

 

 

7.Вызывающие нарушение            
давления       Е250, Е251

 

8.Провоцирующие

появление сыпи       Е311,Е312

 

9.Повышающие уровень


холестерина         Е320—Е322

10.Вызывающие
расстройство желудка   Е338—341,Е407,Е450, 461—466

 

 Ведущий. Давайте внимательно посмотрим на упаковки про­дуктов питания, которые мы ежедневно потребляем. (Ребята работают с таблицей ,продуктом и делают сообщения.)Вывод: эти продукты опасны для здоровья, значит от них нужно избавиться(выбрасывает в мусс.корзину).

Ведущий. В завершении конференции несколько советов от наших участников:

- ешьте разнообразную пищу, поддерживайте нормальный вес;

-придерживайтесь рациона с низким содержанием жиров;

-включайте в рацион больше овощей, фруктов и продуктов из злаковых растений,

-ограничивайте употребление соли, сахара,

-соблюдение режима питания,

-есть при наступлении чувства голода,

-медленная еда ,без спешки,

-исключение или значительное сокращение неполезных продуктов и существенное увеличение продуктов с лечебно-профилактическими свойствами.

 

Заключение

Надеюсь, что в ходе нашей беседы все убедились в правильности высказываний представленных на доске (зачитать), и будут относиться к своему организму бережнее, а к пище- разборчивее. Ведь как я говорила в начале «здоровье- самое ценное ,что у нас есть»,а оно на 70% зависит от питания.

 

 

 Приложение

Анкета «Как вы питаетесь?»

1.Завтракаешь ли ты?

2.Считаешь ли ты, что завтрак необходим?

3   .Считаешь ли ты, что ешь слишком много сахара?

. 4   Употребляешь ли ты овощи каждый день ?

.5 Ешь ли ты сырые овощи?

..6 Ешь ли ты фрукты каждый день?

7 Какие фруктовые соки ты пьешь?

8 Пробовал ли ты хлеб из муки грубого помола?

9 Пьешь ли ты молочнокислые продукты ?

1.0 Что ты ешь чаще всего между основными приемами пищи?

11 . Что ты пьешь чаще всего?

12 Считаешь ли ты продукты и напитки, которые употреб­ляешь между основными  приемами пищи, полезными для себя?

. 13. Солишь ли ты пищу?

14Считаешь ли ты вредным для себя избыточное потребле­ние соли?

15 Любишь ли ты рыбу?

16 Любишь ли ты мясо курицы?

17. Любишь ли ты другие сорта мяса?

18. Что ты ешь чаще всего?

19. Ты считаешь свой вес:

— нормальным;

— избыточным;

— недостаточным.

20 Считаешь ли ты, что ешь полезные продукты?