Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

История

Методическая копилка - История

П Р А В О ВОЙ П Р А К Т И К У М

«Я И МОИ П Р А В А»

/по изучению материалов Конвенции о правах ребенка/

Разработала и провела:
учитель истории и обществознания
МАРКОВА ВАЛЕНТИНА
НИКОЛАЕВНА

Тема : «Конвенция о правах ребенка»

Форма проведения : правовой практикум «Я и мои права»

Цель : -изучение международных документов по правам человека,
-формирование правовой компетенции обучающихся старших классов
в области прав и свобод гражданина,
- способствовать воспитанию правовой культуры школьников,
- вырабатывать ценностные установки о необходимости толерантного
отношения к правам других.

План урока.

1. Изучение международных документов и Конвенции о правах ребенка.

2. Практикум ( изучение и анализ статей Конвенции о правах ребенка).

3. Дискуссия по теме «Смертная казнь: за и против.»

4. Анкетирование «Мои права»

5. Принятие «Декларации прав обучающихся в МОУ «Быковская СОШ».

Урок проведен в 8-9 классах малокомплектной школы. В ходе его проведения были задействованы разнообразные активные формы обучения
(дискуссии, анкетирование, диспут, творческие работы обучающихся).
Школьники открыто выражали свое мнение по вопросам политики в области прав , свобод ребенка, высказывали свои пожелания в механизме защиты прав ребенка , аргументированно отстаивали свою точку зрения по волнующим их вопросам современности.

Наш урок посвящен 20-летию Конвенции о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 года.

Давайте вспомним, что такое право.

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Наши права- это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство.

Все лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его , и честь.
А жизнью пользуюсь по праву,
Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной
И восхищаться красотой земной.
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь.

-Как вы думаете, почему уделяется большое внимание правам ребенка?

- Потому что дети- самый ранимый, незащищенный слой населения, который нуждается в поддержке общества.

Историческая справка.

В начале ХХ века мировое сообщество предпринимает ряд шагов по созданию механизмов решения проблем подрастающего поколения.
В 1919 году Лига Наций создала комитет детского благополучия, основными задачами которого были провозглашены:
- разработка и реализация мер по борьбе с беспризорностью;
- предотвращение рабства, торговли детьми;
- эксплуатации детского труда.
Главную роль в создании комитета и его документов сыграли общественные организации, в частности, Международный союз спасения детей (Великобритания). В 1923 году эта организация разработала Декларацию, содержащую основные принципы защиты детства. В 1924 году Лига Наций
приняла этот документ под названием «Декларация прав ребенка». Это был первый международный правовой документ в области защиты прав и интересов детей.

Декларация содержала четыре принципа осуществления прав детей:

- ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (физического и духовного) – голодный ребенок должен быть накормлен.
Больному ребенку должна быть предоставлена медицинская помощь .
Порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным – предоставлено укрытие;
- ребенок должен быть первым., кто получит помощь при бедствии
- ребенок должен быть огражден от всех форм эксплуатации
- ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества
будут использованы на благо следующих поколений.
Дети, их благополучие находятся в центре внимания ООН с момента ее создания. Одним из первых актов генеральной Ассамблеи в 1046 году было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который и в настоящее время является важным механизмом международной помощи детям.
1979 год ООН объявила Международным годом ребенка. В ходе его подготовки стала очевидной необходимость придания правам ребенка
силы норм договорного права. Польша стала инициатором этого начинания.
Конвенция распространила действие прав человека на одну из наиболее уязвимых общественных групп – детей.

Идет демонстрация слайдов Конвенции о правах ребенка.

Работа в группах.

*1. Соотнеси понятие:
Декларация –
Конституция –
Конвенция –
Ратификация –

*2. Общая характеристика документа.

*3. Практикум:

Ст.1 Ребенком считается человек от 0 до 18 лет _ Бочаров Галя

Ст.2. Каждый ребенок имеет право на жизнь – Босых Н

Ст.5 Главную ответственность за воспитание детей в государстве несут родители – Богатырев Андрей.

Ст. 23. Каждый, даже не совсем здоровый ребенок имеет право на полноценную жизнь – Иноземцева Нина

Ст.28 Каждый ребенок имеет право на образование- Марков Дима

Ст. 37. Ребенок не может быть подвергнут смертной казни.- Мальцева К.

4. Дискуссия по теме «Смертная казнь: за и против»
Обучающиеся аргументировано высказывают свою точку зрения по этому вопросу, ориентируясь на конкретные примеры из практики.

5. Ответственность родителей за воспитание детей – один из важных вопросов современной жизни. СМИ приводят многочисленные факты несоблюдения этого важного принципа. Дети остаются без надлежащего надзора. В нашем селе есть дети , находящиеся под опекой.
Вам слово- Иноземцева Нина сообщает о правилах получения опеки, делится личными соображениями по этому поводу.

Прослушайте слова из песни. Как актуальна эта тема сегодня?

-Я начал жить в трущобах городских
И добрых слов я не слыхал...
Когда ласкали вы детей своих
Я есть просил, я замерзал.
И, увидав меня, не прячьте взгляд
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват.

Зачем отбросили меня, за что?
Где мой очаг,
Где мой ночлег?
Не признаете вы мое родство,
А я – ваш брат, я - человек.

*Идет обсуждение темы «Детская беспризорность», «Преступность
несовершеннослетних».

Выступление инспектора Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав ребенка администрации Горшеченского района.

В нашем районе создана Комиссия по делам несовершеннолетних, которая занимается выявлением детей, оставшихся без присмотра. Неблагополучные семьи стоят на учете, родителей вызываются на заседания, посещают семьи, проводятся профилактические беседы с целью недопущения детской преступности. Ведь здесь прямая связь: несоблюдение родителями своих обязанностей , безнадзорность с их стороны приводит к тяжелым последствиям. В этом году уже совершено 22 преступления несовершеннолетними, в прошлом голу – 18. В большей части это – кражи чужого имущества, это трагедия, ломаются юные судьбы. 2 раза в год проходит акция по выявлению таких детей – весной и осенью. Только совместными усилиями семьи, школы, общественности – будет положительный результат.

В этом году в России появился новый защитник детских интересов-уполномоченный по правам ребенка. В нашей области на эту должность назначена Александра Коллегаева- директор департамента по опеке и попечительству, семейной и демографической политике Курской области.

Анкетирование «МОИ ПРАВА»

1. С какого возраста дети должны знать о своих правах.
2 Какие права есть у детей.
3. Какую роль играют права в жизни ребенка.
4. Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали.
5. Какие черты характера помогают человеку добиться уважения.
6. Кто может нарушить права.
7. Что можете сделать вы для защиты прав.

*Группа учеников работает над вопросом «Недисциплинированность – это мое право?»

*Другая группа составляет Кодекс класса( правила поведения для обучающихся 8 класса)

*Учитель подводит логический итог урока. Знакомит всех с выставкой книг
из серии «Я и право».

Использованная литература.

1. Всеобщая Декларация прав и свобод гражданина.

2.Конвенция о правах ребенка.

3. Конституция РФ. 1993 г

4. П.Боголюбов «Обществознание», 2008 г

5. А.Никитин «Обществознание», 2008 г

6. А.Никитин «Право и политика» 2007 г

5. П.Астахов «Я и право», 2009 г

6. Сборник нормативных документов.