История
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

История

Методическая копилка - История

ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО
ПРАВА В РФ

Выполнила: учитель истории и
обществознания МОУ «Быковская СОШ»
МАРКОВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Тема : «Основы избирательного права. Мы выбираем».

Цель:
- познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ,
- сообщить сведения о правилах участия в голосовании,
- пропагандировать новые формы проведения уроков,
- заинтересовать учащихся историей, политикой,
- развивать в детях творческие способности, стремление быть достойными гражданами Российской Федерации.

Оборудование.
1. Конституция РФ.
2.Федеральный закон « О выборах президента РФ».
3. Плакаты «Избирательное право», «Принципы участия
в выборах», «Избирательные комиссии».
4. Местный избирательный материал.
5. Биографии кандидатов.
Интегрированный урок по данной теме был проведен в 9-11 классах, использовались такие формы, как пресс-конференция,
деловая игра, работа с источниками, творческие работы учителя и учеников.

Ход урока

1. Оргмомент. Настрой класса на позитив. – 1 мин.
2. Дорогие друзья! Я приветствую вас всех в деловом клубе. – 8 м
Тема сегодняшнего заседания – «Основы избирательного права в Российской Федерации», которая посвящена предстоящим выборам Президента РФ 2 марта 2008 года.
Выборы.Выбор. Это слово имеет в русском языке ряд значений:
-отобрать,
- взять нужное,
- избрать голосованием,
- вытянуть,
- найти, освободить для какой-либо цели.
История выбора уходит корнями в седую старину: вождь племени, старейшина тоже выбирался.
Родиной выборов как формы государства является Греция, где в У веке до н.э. уже использовали такие формы – этот способ голосования греки считали эффективный. Черные и белые камешки- за и против.
• Идет демонстрация этой формы «Выборы в Греции».
Русь имеет свою традицию выборов: Новгородское вече. Слышите звук вечевого колокола, все – на площадь, к Марфе-посаднице!
* Сцена на вечевой площади. Отношение к князю
Ученики показывают, что происходит на вече.
ХУП век дает пример нового выбора – 1613 год- Земский собор-
Избрание царем Михаила Романова в сложнейший для страны период – Смутного времени.
• Сообщения учеников о Земском соборе.

3.От истории к современности - 8 мин

Представляю вам законы, составляющие основу избирательного права в Российской Федерации.
1 Конституция РФ.
2. Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».
3. Федеральный закон « О выборах Президента РФ».
4. Федеральный закон « О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания РФ».
5. Федеральный закон « О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».
6. Федеральный закон « О референдуме РФ».
* Учитель кратко знакомит присутствующих с данными законами.
Выборы – это действия граждан , избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. Граждане РФ избирают Президента РФ, депутатов Государственной думы, депутатов органов государственной власти республик, краев,
областей, местного самоуправления.
В РФ разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов.
Ст.3.Конституции РФ –«высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы».
Ст.32. «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления,
а также участвовать в референдуме.»
Конституционное право граждан избирать и быть избранными
подкрепляется Федеральным законом
« Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».
Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Выборы главы государства регулирует Федеральный закон
« О выборах Президента РФ», выборы парламентариев – « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
До 18 лет люди- дети, это закреплено в /Конвенции ООН о правах ребенка и Семейном кодексе РФ. В выборах они не участвуют.
Голосовать имеет право гражданин, достигший 18 лет, который не
признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения
свободы по приговору суда.
Избиратель – гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом , т .е избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Пассивное избирательное право- это право граждан быть избранными в эти же органы.

В Российской Федерации существуют две системы выборов:
мажоритарная и пропорциональная
При 1 – побеждает кандидат, набравший большинство голосов избирателей,
При 2 – голосуют не за конкретных кандидатов, а за партию ли блок, пропорционально поданным голосам.

4. МЫ ВЫБИРАЕМ. – 8 мин.
Учитель говорит о важности данных выборов, знакомит с выставкой, где находятся кандидаты в Президенты РФ:
1. Богданов А.В.
2. Зюганов Г.А.
3. Жириновский В.В.
4. Медведев Д.А.
* Ученики читают стихотворение, специально написанное к этому уроку Марковой В.Н.
Выборы... Россия выбирает
Главу страны на этот раз.
И этот факт касается нас каждого –
Тебя, меня – сегодня и сейчас.

Ведь мы – электорат.
А это значит – используй право каждый гражданин.
Отдай свой голос за такого кандидата,
Чтоб правильным твой выбор был.

Четыре претендента мы имеем
Из разных партий, разных возрастов.
Свои программы каждый выдвигает,
Затрагивая проблемы всех слоев.

Февраль. Дебаты уж в эфире...
Кандидаты все – с заботой о стране.
Но каждый предлагает увлеченно
Идти с ним только по е г о т р о п е.

Хоть по закону – дети мы.
Сейчас – не выбираем.
Как жаль, что выборы без нас...
В дальнейшем наверстаем.

Пока за партой мы сидим,
Законы изучаем.
Чтоб точно знать,
Кого и как, зачем мы выбираем!

• Учитель знакомит присутствующих с кандидатами в Главы муниципального образования «Быковский сельский совет.
Прилагается список кандидатов , программ.

5. Игра «Выборы Президента школьной республики».- 7 мин.
1. Определение кандидатур.
2. Разработка программ.
3. Пиар.
4.Голосование.
Было предложено две кандидатуры: Дима Болдырев – ученик 9 класса и Марина Солдатова – ученица 10 класса.

• 6.Практическая работа. «Исправь ошибки!» - 3 мин.
1.Избиратель пришел с двумя паспортами.
2 Если испорчен бюллетень.
3. Избиратель просит заменить испорченный бюллетень.
4. Избирателя принуждают голосовать за кандидата.
5. Может ли член УИК советовать в день выборов. За кого голосовать.
Подведение итогов работы.

7. Пресс-конференция. – 9 мин
Уважаемые гости! Я приглашаю вас на пресс-конференцию, посвященную «Основам избирательного права в РФ».
Разрешите представить вам членов избиркома, ТИК,УИК.
В зале присутствуют представители СМИ, молодежного движения «Молодая гвардия», международные наблюдатели.
Примерные вопросы пресс-конференции.
1.Разъясните, кто такой избиратель?
2. Объясните сущность избирательного права в РФ.
3. У меня есть сведения, что в РФ выборы проходят
недемократично?
4. Расскажите о принципах участия граждан в выборах.
5. Как быть если избиратель хочет проголосовать за члена семьи.
6. Может ли избиратель в день выборов воспользоваться
Помощью другого человека?
7. Если испорчен бюллетень, как быть?
8. Не изменился ли ценз в выборах президента РФ?
9. кто не может участвовать в выборах?
10. Какая система выборов существует в РФ?

Идет обсуждение.

В заключении урока, учитель, подводя итоги, обращается к ученикам: - 1 мин.
Вы- молодежь ХХ1 века-
Будущее страны.
И даже в одном новом проекте
Сокровищем нации названы.

Дерзайте. Учитесь, стремитесь,
Упорными будьте в труде.
И знайте, что свой трудный выбор
В жизни придется сделать только тебе !