Традиции и обычаи курского края
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Традиции и обычаи курского края

Методическая копилка - История

Конкурс исследовательских работ «Моя земля, мои земляки» Исследовательская работа в номинации "Традиции и обычаи родного края" Выполнил: обучающийся 7 класса МКОУ «Быковская СОШ» Хлюпина Дарья, 14 лет Руководитель : учитель истории Маркова Валентина Николаевна Оглавление. 1.Введение. 2.Традиции и обычаи родного края: А) престольные праздники в селах Ровное, Быково Горшеченского раойна; Б) местный фольклор ; В) игры . 3.Заключение. Цель исследования: - изучить некоторые особо чтимые обычаи моих бабушек и дедушек. Задачи исследования: - узнать о традициях празднования престольных праздников в нашей местности; - собрать песни, частушки, которые исполнялись в селах Горшеченского района: - показать преемственность традиций . Тема «Традиции и обычаи родного края» была актуальна во все времена , а в настоящее время становится во главу угла. Все лучшие качества человека , такие, как патриотизм, уважение к корням и традициям своей малой родины , начинается с знакомства с историей своего Отечества, изучения родного края, своей семьи. Для работы над данной темой , я изучила многие книги по истории Курского края, по истории православных праздников. Особенно интересно было работать над проблемой фольклора в наших селах, потому что с детства я слышали от своих бабушек старинные песни, прибаутки, пословицы. Хочу заметить, что тема «Традиции и обряды Горшеченского края» не разработана в литературе краеведческого направления в должной степени. Поэтому я и хотела соединить вместе воспоминания моих родственников, традиции моей малой родины, чтобы получился готовый проект для дальнейшей работы в нашем школьном музее, для дальнейшей разработки большой темы «Моя малая родина». В процессе работы были использованы разные методы исследования: работа с архивными записями, библиотечным фондом, беседы со старожилами, интервьюирование. Работая над темой, мне пришлось обратиться не раз к словарю, чтобы узнать смысл и значение многих слов, с которыми пришлось встретиться. Обычай ( по словарю Ожегова) – традиционно установившееся общественное поведение. Традиция – множество обрядов, привычек практической и общественной направленности, предаваемых из поколения в поколение. В селе Ровное (ранее Гологузовка), где сейчас живут мои многочисленные родственники, семьи были многочисленные , в среднем по 7-8 человек. Сложившиеся порядки повседневной жизни соблюдались строго и передавались из поколения в поколение. Традиции и обряды, наиболее отмечаемые в нашем крае, и конкретно, моими родственниками, связаны с временами года, церковно-христианскими праздниками, которые вобрали в себя многовековой опыт наших предков. 6 декабря отмечается праздник в память Митрофана Воронежского — епископа Русской церкви, жившего в 17-18 веках и причисленного к лику святых. Митрофан родился в семье благочестивых родителей, был женат и имел сына, но в сорок лет овдовел и принял монашеский постриг в Золотниковской пустыни, а позже стал настоятелем этой обители. В 1682 году Митрофан стал епископом Воронежским. Он всячески заботился об укреплении православия и позиций церкви, занимался возведением новых обителей, принимал меры для повышения нравственного уровня духовных лиц, боролся со старообрядчеством. Известно также, что Митрофан оказывал поддержку Петру Первому, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства молодого российского флота. По погоде на Митрофана наши предки предсказывали погоду на лето. Если 6 декабря шел мелкий снег и дул ветер с севера, то 6 июня должен был пролиться холодный дождь . В Митрофанов день устраивали гуляния — собирали со всех домов муку, пекли пироги и варили пиво. После этого начиналось застолье, сопровождавшееся обычно разными играми. В этот день праздновали становление санного пути по снегу Как вспоминают мои бабушки, этот праздник ждали и любили в семьях. Жили очень бедно, впроголодь, а к празднику обязательно готовили вкусное угощение. Самым традиционным блюдом был студень (холодец), который варили из птичьих, бараньих потрошков. Резали птицу или барана заранее, отход собирали отдельно, мясо готовили или продавали на базаре. Надо ведь было купить что-то в дом из одежды или обуви. Обязательно прибирались в доме: белили стены и потолки, натирали земляной пол песком с глиной. Особо почитаемые в нашей семье праздники – Рождество, Новый год, Крещение. В это время устраивались самые разнообразные гадания, ходили ряженые, колядующие. Бабушка Клавдия Романовна вспоминает: « Для нас, молодых, интересно было погадать на своего суженого. Самый простой способ: спросить встречного имя будущего жениха. И второй – бросали валенки (13 января) через голову: куда носок показывал – оттуда будет и жених. В долгие зимние вечера собиралась в деревенских избах молодежь, пели песни, плясали под гармонь, балалайку. Я рада, что в наше время стали возрождаться старинные традиции в селах, городах. И мы вместе с друзьями, а кто и с родителями, колядуем под Новый год, «христославим» перед Рождеством. При этом припеваем: Приходила Коляда накануне Рождества, Кто даст пирога – тому овин с овсом, Кто не даст пирога – тому куриная нога. Подайте коровку- масляну головку, Не подашь коляду – от ворот не отойду. Сеем, сеем, посеваем, С Рождеством всех поздравляем. Коляд, колядин, Я у батюшки один. Коротенький кожушок – Дай, хозяйка, пирожок. Я маленький хлопчик, Принес Христу снопчик. С праздником поздравляю, Здоровья вам желаю. В.А.Новикова 1936 года рождения , жительница села Быково, рассказывает, как они отмечали зимние праздники. «Запомнились мне вечеринки, на которые собирались местная молодежь, парни, девушки. Все жили бедно, никто не выделялся своим нарядом. Девушки были в штапельных платьях, которые были сшиты своими руками дома или местной портнихой . Сверху надеты фуфайки, покрыты вязаными платками (вязанками). Косметики не применяли. Ребята приходили в ситцевых рубахах, без специального покроя, шелка или другой ткани не было. - У кого собирались? - Да, у кого изба была побольше. Приносили с собой керосина немного, чтобы осветить хату. А светильники делали из старых гильз, обматывали ватой, делали фитиль, заправляли либо маслом, либо специально намешанной смесью. - Как назывались тогдашние посиделки? - Вечеринки – просто танцы и веселье молодежи, а сыпушки – вечеринка с «десертом», то есть с закуской. Там собирались люди постарше. - Какие танцы были модны в то время? - Охотно плясали «Полечку», « Под испань», «Месяц», «Мотаня», Цыганочка… - Какая музыка была на вечеринках? - Плясали под гармонь, балалайку, мандолину, позднее – под патефон ( он появился уже после войны). Патефон был редкостью, на пластинках записаны песни Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой. Вывод, который сделала моя собеседница, прост и отражает реалии нынешнего времени: Ели месиво – жили весело, А теперь – гуляш едят, Друг на друга – не глядят. Как отмечали праздники в нашей местности. Престольным праздником в нашей местности издавна считается ТРОИЦА. Обычно отмечался в понедельник - престол, названный СЕМИК. Семик да Троица У нас праздничек водится. Как придет Илья, Вот и минется гульня! Заранее готовились к празднику хозяйки. Первым делом надо было украсить дом. У нас принято было расстелить на пол свежей скошенной травы и поставить ветки березы - символ праздника. Коси, коса, пока роса, Роса - долой, коса – домой. Пели эту закличку в Троицын день деревнях, потому что в это время начинался сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга, траву косить. Оставались в деревне дети да старики. В этот день проходил интересный обряд «Кумления». Несколько молодых девушек наряжали березку ленточками, вешали свои крестики, заплетали березовые ветки и трижды целовались. Также дарили друг другу подарки и называли при этом себя кумами. - Завивайся ты, березонька, Завивайся ты, кудрявая, Мы пришли к тебе с яичками, куличами, пирогами. - Покумимся, кума, покумимся, Полюбимся, кума, полюбимся. Не браниться, не ругаться. Крепкой дружбою связаться. В нашей местности тоже есть свой неповторимый говор, особо слышимый приезжим людям. Сельчане не договаривают окончания слов, например, приде ( придет), пойде (пойдет), ходя (ходит)… Кроме этого, есть такие слова, которые имеют интересное звучание и происхождение: Плант- улица утирка – полотенце Ходок – повозка загорошка- палисадник Снимок - сметана пампушки – оладьи Матрешка –теплый платок индяк - индюк Без окорота – без остановки анадысь - недавно Ворит – варит утак – селезень Отдельно хочу сказать об обычае называть односельчан не по официальной фамилии, а по дворовому прозвищу. Например, у моего дедушки фамилия –Шипилов, но в селе все знают его как «Коногона». Это название имеет свою историю. Мой прадед работал в 30- е годы ХХ века в Донбассе, возил уголь из шахты на лошадях, так он и с тех пор зовется коногоном. Другие прозвища имеют иные формы происхождения. От имен получились такие как – Юлин, Василисын. Пудик – был маленький. Меньшой – младший в семье. Палестинец – менял место жительства. Кубинец – от фестиваля на Кубе. Есть у нас Полковник, Пистолет, Шприц ( ветеринар), Горшки ( по занятию прадеда), Табачок ( любил курить табак – самосад), Биток – крепкий, сбитый , даже Царь. Когда поближе познакомишься с нашим фольклором, то диву даешься тому, как метко народ давал прозвища. Пончик, Толстяк – это уже приелось, а вот Обезжиренная (худая) есть не у всех. ПЕСНЯ «За лесом солнце воссияло» За лесом солнце воссияло, Там черный ворон прокричал. Там парень с девкой молодою С утра до вечера стоял. Не мог он ей налюбоваться, Не мог от сердца оторвать, Но пришло времечко расстаться, В последний раз поцеловать. Проехал станцию Одессу И Севастопольский вокзал. На полустанке он остановился, Сказал, блондиночка, прощай. Забудь мой рост, забудь походку, Забудь черты моего лица, Забудь, что между нами было, Забудь с начала, до конца. Ой, как же я тебя забуду, Когда портрет твой на столе, Ой, как же я тебя забуду, Когда малютка на руке. Портрет мой выброси наружу, Малютку в детский дом отдай, Сама останься сиротою И про меня не вспоминай. Ой , вы мужчины, вы мужчины, У вас холодные сердца. Любить вы можете словами, Душой и сердцем – никогда. ЧАСТУШКИ Ты, война, ты война, Ты меня обидела – Ты заставила любить, Кого я ненавидела. Скоро кончится война, Все поедут к женкам, А погоны и ремни Оставят ухажеркам. Вот и кончилась война, А меня не радует. Мне достался инвалид – На ровном месте падает. Я иду, иду по лесу темному, Несу записочку своему влюбленному. Я пришла к нему – он на печке спит А письмо его в руках моих горит. Меня милый провожал, Всю дорогу воображал. А я ему говорю Люби бабушку мою. Милый мой, пойдем домой Зорька занимается, Завтра раненько вставать, Мамка заругается. Ох, мил,мил, Увалился в овин. Я поохала, поохала И полезла за ним. У миленка моего Есть вторая у него. Есть вторая потайная, Брошу я любить его. Говорят я некрасива, Некрасива, ну и что ж. Некрасивые родители – А я буду у кого ж? У моего милого Глаза как у ворона. Две недели не видала, Похудала здорово. Всем ребятам по привету, Тебе, миленький, букет. Хотя мы с тобой в разлуке, А милее тебя нет. Быковские страдания Голосочком не хвалюся, Какой есть , таким зальюся. Ох, миленок, что такое. Болит сердце, нет покоя. Приди, милый, стукни в окно. Тебя жду я очень давно. Я любила, толку мало. А бросила – жалко стало. Ох, бывало, милый скажет, А на сердце камень ляжет. И Г Р Ы В 30-50 годы ХХ века наши бабушки и дедушки, которым было по 6-10 лет, в деревнях Горшеченского района Курской области играли в простые, незатейливые игры. Они отличались подвижностью, простотой в обращении, но требовали меткости, сообразительности, острого глаза , быстроты реакции. Детские игры были как совместными (девочки и мальчики), так и по отдельности, учитывая специфику пола. 1. Девичьи игры • Камушки • Самодельные куклы (дочки-матери) • Стеклышки • В мячик • Лапта • Прятки • Классики 2. Ребячьи забавы. * Городки *В лошадей *В ножички *Прятки *Гуси-гуси ИГРА «КАМУШКИ» 5 камешков лежат на столе, один игрок берет один и подбрасывает его вверх. Пока тот летит, надо со стола взять еще один камешек, и поймать летящий этой же рукой. Потом игрок снова кидает один камень, а другой держит в руке. Если заронил, то есть , выпал камень, играет следующий. В итоге тот, у кого в руке больше камней, тот и победил. ИГРА « А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ» Это – массовая игра, в которой принимают участие много детей. Они становятся в два ряда по 8-10 человек друг напротив друга и поют по очереди, имитируют движения, затем делают шаги навстречу другому ряду. Девочки: а мы просо сеяли, сеяли ( взмахивают руками) А мы просо сеяли , сеяли. Парни: а мы коней выпустим, выпустим а мы просо вытопчем, вытопчем.( топают ногами) Девочки: а мы дадим 100 рублей, 100 рублей а мы дадим 100 рублей, 100 рублей. Парни: нам не надо 100 рублей, 100 рублей Нам надо девицу, девицу. Затем ловят каждый себе по одной девушке. Записано со слов Бобрышевой К.Ф. 1926 г р. Заключение . Подводя итог моему исследованию, хочу отметить, что я сама многое узнала о том, что раньше только слышала . Собираясь за праздничным столом, мои родственники обычно затягивают одну из любимых семейных песен «По Дону гуляет» . Песня длинная, и все уже пожилые бабушки, дяди, тети знают слова, красиво поют. Я узнала, сколько частушек и пословиц знают мои бабушки, как они их у делу применяют. И учить не надо, слова сами запоминаются. Я посмотрела другими глазами на людей, живущих рядом. Они , мои земляки, хранители народной культуры. Они передают нам, новому поколению, все, что знают и умеют. Это очень важно для девушек, например, как вязать, как красиво вышивать, чтобы стать хорошей и умелой хозяйкой. Для парней – это умение обращаться с лошадью, знать конную упряжь, уметь косить траву. Часть предметов домашнего обихода есть в школьном музее: цеп, серп, ручная мельница, старинный бизмен, люлька и многие другие. Да, эти предметы вышли из употребления, но – это большой раздел Истории села, быта моих земляков с 19-20 века. Наша задача – сохранить, знать, изучать народные традиции и обычаи, чтобы передать следующим поколениям. Библиография 1. Королев Б.Н. История и современность Курского края – Курск, 2009 г, 400 стр. 2. Татарская И.Ю. Очерки музыкальной жизни соловьиного края –Курск, 2006 г – 176 стр. Издательский дом «Славянка» 3. Попков В.История Курского края - Курск, 2010 г- 180 стр. 4. Ожегов П. Толковый словарь русского языка - Москва, 2007 г 5. Сборник «Легенды и предания Курского края» - Курск, 2010 г, 410 стр.