Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Роль школьного музея

Методическая копилка - История

РОЛЬ   ШКОЛЬНОГО  МУЗЕЯ  В ИЗУЧЕНИИ  ИСТОРИИ  КУРСКОГО КРАЯ

Маркова В.Н., учитель истории и обществознания

МКОУ «Быковская СОШ» Горшеченского района

Курской области

 

«Родной край, его история – основа, на которой только и может

осуществляться  рост духовной культуры всего общества»

Д.Лихачев

 

2012  - Год  российской истории, когда мы будем вспоминать славные даты и события истории нашей великой страны. Но в череде памятных дат будут и такие, которые связаны с историей Курского края. В сентябре 2012 года  мы будем праздновать 980-летие основания города Курска.

В школах области, в нашем Горшеченском районе уже идут мероприятия , посвященные  этой дате. Особое значение для изучения истории края имеют уроки краеведения -  «История Курского края».

Краеведение способствует развитию у обучающихся любви к своему Отечеству, к своей земле, родному дому. Краеведение всегда – краелюбие.

Д.С.Лихачев писал: «Если человек равнодушен к старым улицам, значит,   у него нет любви к своему  городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны,  значит,   он равнодушен к своей стране»…[1]

Приобщить подрастающее поколение к культуре своей страны, ее истории воспитать неравнодушных  – главная задача, стоящая перед  педагогами школ.

Помочь в определении позиции  у молодого поколения в современных условиях, вырастить патриотов  помогает школьный историко-краеведческий  музей.

Музеи – научные и культурно-просветительские учреждения, играющие исключительно важную роль как в сохранении и изучении вещественных памятников старины, произведений искусства, рукописей, старопечатных изданий, так и в ознакомлении с ними широких слоев населения.

Хочу отметить, что и в нашей школе существует историко-краеведческий  музей, созданный энтузиастами, любителями истории и культуры, подлинными патриотами. Ведь то, что начато было почти  30 лет назад,  со дня основания школы в 1983 г, живет и действует до сих пор. Здесь собрано и хранится более  тысячи экспонатов, которые были принесены детьми, педагогами, подарены жителями села. То, что, казалось бы,  для многих не имеет сейчас большой   ценности, для историков, музееведов -  это огромный пласт жизни нашего народа, его культуры в определенный период. Это не просто предметы и вещи. Посредством их нам, живущим ныне, переданы от прошлых поколений колоссальный объем знаний, чувства и созидательная энергия. Все это побуждает ребенка, попавшего в музей, к действию: возникает желание принести свою вещь, дотронуться до какого-либо предмета, беречь, хранить…

Наш музей живет активной общественной жизнью: в нем проходят уроки истории, краеведения, изобразительного искусства, уроки Мужества, встречи с ветеранами, тружениками тыла. Здесь происходят встречи с гостями нашей  школы, села. Традиционными стали Линейки памяти 27 января,   посвященные освобождению села от немецко-фашистских захватчиков, митинги 9 мая каждого года. На базе нашего музея даже прошел районный семинар работников культуры в 2010 году.

В нашем музее созданы такие  экспозиции, как  «История села», «История школы», «Земляки», «Интересные судьбы», «Село Быково в годы Великой Отечественной войны», «Учителя – участники войны» и другие.  Экспозиции  постоянно обновляется новыми материалами, фотографиями, другими экспонатами. Первое, что интересует всех наших гостей:  почему село наше так называется, и как развиты промыслы в нашем крае. Горшеченский район, который готовится отметить свое 85-летие летом 2013 года,  славился своим ремеслом – горшками. Они у нас в большом количестве и самой разнообразной формы.[2] Посещая районный краеведческий музей, мы выяснили, что там есть материал о Симонове Федоре Николаевиче /1885-1952/ – потомственном гончаре. Он учился  у своего отца Николая Севастьяновича лепить игрушки из глины, благо этого материала было предостаточно. Есть у нас удивительная коллекция железных утюгов   от 100-граммового до 7 килограммового   гиганта ( литые, с откидной крышкой для закладки углей).  Недавно мы узнали, что правильное название этого экспоната «утюг духовой»  и «утюг наплитный» по оценке Экспертно-фондовой закупочной комиссии областного краеведческого музея.  Большие гребни для чески шерсти, гребенка для волос конца Х1Х века,  лапти, колодки для обуви – они могут многое рассказать современной молодежи о жизни их предков в далеком и совсем близком прошлом. Особенно помогает  этот материал раскрыть темы по истории Курского края в 7 классе «Ремесло жителей Курской губернии  в Х1Х-ХХ веке», «Народные промыслы Курского края, Горшеченского района».[3]

«История села Быково»  охватывает время с начала  Х1Х века до наших дней.  Дети узнают, что в нашем селе проходили те же события, что и по всей стране: революция 1905г, 1917 года, гражданская война( старожилы помнят, что здесь останавливался С.Буденный), коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война…Эта тема  дополняется новыми данными: в 2007 году в селе появился газ, первые компьютеры, в 2010- новый водопровод,  в школу провели Интернет, административные здания, квартиры жителей приобрели современный вид. Обучающиеся, занимаясь исследовательскими работами, сами выбирают темы, лучше узнают жизнь, занятия односельчан, что  помогают  им вписать  свои имена в историю села.

Самая большая экспозиция нашего музея посвящена Великой Отечественной войне. Это и материалы о земляках, ушедших на войну, и  о тех, кто вернулся. Большой интерес вызывает материал о  героях-земляках. Капитан Тихон Марков, например, прошел всю войну, освобождал наше село, первым ворвался на своем танке в Быково.   Анастасия Белых, простая жительница,  в феврале 1943 года получила боевой  орден  Красного знамени из рук самого С.Н. Перекальского, командующего дивизией, освобождавшей наш район,  за то, что разоружила восемь немцев и сообщила об этом партизанам. [4]  Особое место в работе музея  занимает тема поиска воинов, погибших за освобождение села Быково в 1942-1943 г. Этим вопросом в течение 30 лет занимается руководитель клуба «Поиск» Попова В.В.  Благодаря   стараниям её   и членов клуба,  удалось разыскать и увековечить 74 героя. До  сих пор ведется переписка с родственниками воинов, захороненных в братской могиле.[5] Оформлены стенды, альбомы в нашем музее, бережно хранится любая информация о том,  что связано с войной, освобождением. К нам приезжают из разных мест нашей огромной страны поклониться могиле своих отцов и дедов, привезти родную землю. За последние годы у нас побывали родственники погибших воинов из г. Иркутска, Братска, Сумы, Челябинска. Этот факт является одним из самых действенных уроков истории. Только на таких героических примерах мы можем воспитать современных патриотов. В школе проходит много  мероприятий,  на которых материалы музея, экспонаты играют важную познавательную, воспитательную роль. К ним относятся: уроки истории, краеведения  по военной / и другой/ тематике: «Курская битва», «Оккупационный режим»» ; классные часы: «Экспонаты рассказывают» и т.д.  В  Книге отзывов музея имеются записи, где наши гости оставляют свои пожелания,  благодарности ученикам, следопытам. Материал о «Поиске», работе музея был опубликован неоднократно в районной газете «Маяк», учителя, обучающиеся выступают по данной проблеме на научно-практических конференциях, пишут исследовательские работы, ведут переписку с родственниками погибших [6]

Минувшая война оставила в каждом доме нашего села  свой кровавый след. Несколько лет назад  она еще раз  напомнила о себе: при ремонте водопровода в десяти  метрах от школы ковш экскаватора поднял  из земли две неразорвавшиеся бомбы, их, конечно же,  увезли специальные органы, а музей пополнился гильзами от  патронов,  касками времен Великой Отечественной войны.

Осенью 2011 года мои односельчане, школьники стали свидетелями одного события – были эксгумированы 12 могил солдат  времен Великой Отечественной войны, которые были похоронены летом 1942 года, когда шли тяжелые бои. О том, где расположены могилы, мы и участники общественной организации «Поиск»  /г. Белгород/ узнали от старожилов села. Точно смогла указать на место захоронения В.А.Новикова, которой в то время было 9 лет.    Поисковики оставили в музей некоторые сопутствующие предметы – пуговицы, флаконы, вешалки, расчески.[7] Это был «живой» урок истории,  который,  я надеюсь, запомнится всем.

Совет музея, обучающиеся школы большое значение придают экспедициям по сбору экспонатов. Ведь в ходе  них происходят удивительные  встречи со старожилами окрестных  сел, замечательными людьми, одни из  которых  делятся воспоминаниями,  очевидцами которых они были в разные годы нашей истории; другие отдают нам документы, предметы быта, фотографии.

Особенно много экспонатов советского периода жизни нашего общества в 40-80 е годы ХХ века. Это монеты разного достоинства 1961, 1991  года выпуска, бумажные деньги номиналом 1-100 рублей 1961г, 19991гг.

Например, только за 2011 и начало 2012 года поступили следующие материалы: грамоты периода Великой Отечественной войны, грамоты за успехи в восстановлении сельского хозяйства Курской области в послевоенное время, портсигар с надписью « 12 апреля 1961 года – первый полет в космос», газеты : «Пионерская правда» за 1960-80 е годы, «Сельская жизнь» 70-80-х годов ХХ века, пистолет времен второй мировой войны, множество гильз от  патронов, ножны от немецкого кинжала, штык  от винтовки и т. д.

Хочу выразить благодарность детям, коллегам, жителям села, которые откликаются на нашу просьбу и приносят в музей все новые и новые экспонаты. Через них мы познаем историю родного края, родной страны. И о самих наших землякам есть  много информации в нашем музее. О тружениках тыла, вдовах, простых пенсионерах, которые в военное время были подростками  -  вам расскажут наши лекторы. А как интересно было узнать современным школьникам,   что есть люди в нашем селе, которые до сих пор прядут шерсть, валяют валенки, плетут корзины для хозяйственных нужд, кладут печки, пишут картины и стихи. И эти люди живут рядом с нами,  являются нашими бабушками, дедушками, просто соседями. И ребенок, услышавший рассказ очевидца, подержав тот или иной экспонат, запомнит  историю надолго. И будет использовать эти знания для своей дальнейшей работы. Он по-иному будет относиться к живущим рядом с ним ветеранам, своим землякам, а это и есть главный результат нашего труда.

.

 

 

Примечания.

  1. Лихачев Д. Мысли о добром. – С.-П. Изд-во «LOGOS» 2007 г,  с.215
  2. Никулов А.П. Оскольский  край. - Курск.  1997 г, с.198-199
  3. Попков В. «История Курского края».- Курск. 2011 год, с.218
  4. Маяк от 1.02.2002г, от 2.02.2008 г, 17.06.2009 г,  14.07., с.2010 г
  5. Архив  клуба «Поиск» МКОУ «Быковская СОШ»
  6. Материалы  краеведческого музея Горшеченского района
  7. Материалы музея МКОУ «Быковская СОШ»