Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок литературы в 9 классе "Красота души человека"

Методическая копилка - Литература

Тема: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»). 9-й класс.

Провела: учитель русского языка и литературы Шенцева Наталья Александровна

Цель урока: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.

Задачи урока: совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь.

Методическое оборудование: портрет М. Шолохова, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Судьба человека», песня «Враги сожгли родную хату», презентация по творчеству М.А.Шолохова.

Опережающее задание: прочитать рассказ «Судьба человека» , подготовить сообщения.

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «68-летию Великой Победы посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньше людей, участвовавших в боевых действиях, видевших войну.

Интерес к этому периоду истории нашей страны не угасает, наоборот, молодежь пытается понять, что помогло этим людям выжить и победить, почему жестокие, кровавые, смертельные годы войны многие участники ее вспоминают светлым чувством?

Видимо, потому, что были молоды, война была временем подлинных и безусловных ценностей, где проверялась любовь, безусловная дружба. Люди были сплочены, объединены одной общей целью - уничтожить врага, мужественно защищали каждую пядь родной земли, в любой момент готовы отдать самое дорогое – жизнь за свободу Родины, показывая чудеса героизма и стойкости, мужества и несгибаемости русского духа, русского характера.

Слайд 1., 3

 

II. Сообщение темы, цели урока, эпиграфа

Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага… А.Н. Толстой « Русский характер»

Слайд 2.

III Воспроизведение знаний учащихся

1.)Прослушивание песни «Враги сожгли родную хату» в исполнении Марка Бернеса.

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. Исаковский

2.)История создания рассказа М. Шолохова «Судьба человека». (Сообщение ученика.)

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата – шофера», рассказал о тягостной судьбе.          
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ.: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года, под самый Новый год, в газете «Правда». Это было событием в жизни страны. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие писатели хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, человеческим сочувствием.
Слайд 4.

3) Как вы думаете, ребята, чем же привлек внимание читателей этот рассказ?

Прежде всего в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годы испытаний. М. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом.

4). История названия рассказа «Судьба человека». (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества - эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении « Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л. Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире». Все эти качества есть у А. Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Слайд 5.

IV. Словарная работа.

Давайте задумаемся над словом судьба. Какое лексическое значение имеет это слово?

- Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

- Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. Ожегова? («Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)

Именно в этом значении употребил данное слово М. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Хозяином своей судьбы был Андрей Соколов.

Слайд6.

V. Работа по тексту рассказа

1 Выразительное чтение начала рассказа.

2Эвристическая беседа:

1. Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа? Опишите его внешность.

2.На какие периоды можно разделить жизнь Андрея Соколова? (До войны, во время войны, после войны).

3. Кратко вспомните историю жизни Соколова до войны? (Художественный пересказ отрывка) Показать счастливую жизнь обычного человека.

4. Как складывается судьба Соколова на фронте?

- Как попал в плен?
- У коменданта лагеря Мюллера. Это первый кульминационный момент рассказа. Психологический поединок.
- «Наука ненависти» (в плену).

3. Аналитическая работа по тексту.

1. В чем видит Шолохов истоки мужества своего героя? (Твердость, моральная стойкость , качества, воспитанные советской эпохой.) Какие события для Андрея Соколова являются экстремальными? (Плен, гибель родных)

2Что помогло Андрею Соколову остаться Человеком в нечеловеческих, казалось бы, условиях? (Духовность; «у меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…»).

3. Можно ли считать пребывание наших солдат в плену подвигом?

4. Как вы понимаете слово « подвиг»?

Побег из плена- это подвиг?

(Подвиг – русск., героический , самоотверженный поступок.)

5. Как складывается судьба Соколова после войны?

6. В чем Соколов увидел смысл своей жизни? (Ребенок – продолжение жизни. ) Это второй кульминационный момент рассказа.

5.ПРОСМОТР эпизода из х/ф «Судьба человека», режиссёр и исполнитель главной роли Сергей Бондарчук.

1. В чём заключается роль образа Ванюшки в этом рассказе? (Уязвимость положения детей на войне.)

2. Вспомните диалог мальчика и "дяди-шофера". Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны?

(Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчеркивается незащищенность, уязвимость мальчика).

3.Как вы думаете, чем уж так "полюбился" мальчик Андрею Соколову?

4.Какие беды принесла война детям?

Взрослые и дети. Их отношения. Как они показаны? Подтвердите свою мысль строками из текста. (Два осиротевших человека наконец-то нашли друг друга! Соколов отдаёт Ванюшке всё тепло души, которое скопилось за долгих четыре года войны, и сам отогревает своё окаменевшее сердце около маленького "оборвыша". "Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать".

Глядя на мир глазами, "наполненными такой неизбывной тоской", он протягивает ребёнку свои "большие крепкие руки", спасает "мелкую птаху", чьё гнездо разметал "военный ураган невиданной силы".)

- Михаил Шолохов не был бы настоящим писателем, если бы только обозначил трагедию детей. Он наметил пути выхода, показал "свет в конце тоннеля".

- Как вы думаете, какой выход подсказывает писатель? В чем он видит спасение людей?

(Спасение людей в любви, в понимании: А.Соколов усыновил Ванюшку и спасся сам.)

Слайд 7.

5. В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Толстой « Русский характер», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», Лесков «Левша», Н. Чернышевский «Что делать?», Л. Толстой «Война и мир».)

6. Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? (Патриотизм, любовь к Родине).

7. Что вы вкладываете в это понятие? (Само понятие Родина, во имя долга перед которой герой готов на величайшее самопожертвование, в рассказе М. Шолохова предстает как очень емкое понятие. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем не возместимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердил великое право на вечную жизнь на земле, на светлое будущее своей страны.)

8.Викторина по рассказу

9. Обращение к эпиграфу.

Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается красота души русского человека, его характер. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры.

Слайд8.

10.И воистину справедливы слова Ф.Тютчева:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.

VII. Итоги урока

Выставление оценок, обоснование.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»