Урок в 5 классе по теме"Буквы о - а в корне лаг - лож"
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок в 5 классе по теме"Буквы о - а в корне лаг - лож"

Методическая копилка - Русский язык

Сценарный план урока русского языка   в 5 классе  ( учитель Шенцева Н.А.).

Тема урока  «Буквы о - а в корне лаг - лож »

Цели урока:сформировать представление о способе выбора написания о-а в корне лаг-лож, научить умению определять написание о-а в корне с чередованием и комментировать условия написания.

Планируемые результаты:

       личностные: обеспечивать значимость  решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развивать этические чувства, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни, самооценка на основе критерия успешности;

        метапредметные:

              регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями  конкретной задачи;  планировать последовательность  действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;

            познавательные: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию, осмысливать  цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

           коммуникативные : осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;

            предметные: правописание гласных в корнях с чередованием лаг-лож

Тип урока: введение нового знания.

                                   Ход урока.

1.Мотивация  к учебной деятельности.

Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создаётся положительная  эмоциональная направленность.

Доброе утро, ребята.

Сегодня встретились мы не в первый раз

И от меня вы можете не прятать

Сиянье ваших умных глаз

Пусть будут поиски, сомненья,

И как ни  краток встречи срок,

Быть может, мы сойдёмся в мнениях

И вместе  проведём урок.

Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами хорошо поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2.Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами продолжаем  наше путешествие по стране «Орфография». С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (Орфограмма).

Что такое орфограмма?

А для чего мы должны изучать  орфограммы?

Чтобы быть грамотными людьми.

Пригодится ли в жизни качество — быть грамотным человеком?

Перечислите, какие вы знаете  орфограммы в корне?

С правописанием какого корня мы познакомились на прошлом уроке? (раст-ращ-рос-).

3.Целеполагание и мотивирование.

Предлагаю вам выполнить следующее задание.

Разделите данные слова на группы, обоснуйте  своё решение, вставьте пропущенные буквы.

С…довник,  р…стение, р..сточек, прил…жить, изл…гать, выр…щенный, в…дяной, выр…с.

Все ли справились с заданием? Все было вам понятно?

(Ответы детей. Не совсем. Были  затруднения).

Какие затруднения? Почему они возникли?

Не знаем как пишутся корни с чередованием лаг-лож-.

Итак, какова наша сегодняшняя учебная  задача? Какую цель мы ставим на уроке?

Что сегодня предстоит нам выяснить?

Дети высказываются, формулируют тему урока.

Затем учитель формулирует тему урока.

4.Открытие нового знания.

– У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях –лаг- -лож-.

Прочитайте сказку.

За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных.

Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-,того награжу по-царски”.

Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки.

Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Жоказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-.Согласная Гбыстро подскочила к брату -лаг-,а ее сестрица – к брату -лож-.Да так и остались навсегда с ними.

С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-.

Решила царица Грамматика обвенчать похожих братьев с согласными Г и Ж.

– Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило)

– Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (одинаковое лексическое значение)

– Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы)

– В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? (Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс

-а-, после корня -лож– этого суффикса нет)

– Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило).

– Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике. Запишите слово-исключение полог.

Предлагаю следующее задание выполнить в парах.

Перед вами  правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явную закономерность в правописании.

Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать.

Все ли справились с заданием?

Выполнив это задание, вы сможете ответить , от чего зависит правописание букв о-а в корнях лаг-лож?

Сформулируйте , пожалуйста, правило написания чередующихся гласных?

Динамическая пауза.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

5.Реализация проекта.

 Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы было легче запомнить правило.

Дети работают в группах. Проговаривают каждый шаг алгоритма.  Цветными ручками  выделяют  корень,  подчёркивают  согласную  корня:  перед  «Г» пишем  «А»,  а перед «Ж» --«О ».

Высказывание детей. Дети показывают составленные схемы, комментируют, выбирают более удобную.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

А теперь выполним упражнение из учебника.

Упражнение  №435.

Обучающиеся  работают в парах, осуществляют взаимопроверку.

7.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

Упражнение №436. Составить с существительными из левой колонки и подходящими по смыслу глаголами из правой колонки словосочетания и записать их. Обозначить корень в именах существительных. (Проверить по собственной схеме.)

8.Включение в систему знаний и повторение.

Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания  «ложиться спать».

Предлагаю игру «Зри в корень!»

9.Домашнее задание : 1)упр№433;

                                       2) Выписать из художеств. текстов 3 предложения на изученную орфограмму.

10.Рефлексия.

Чем занимались мы сегодня на уроке?

Что нового узнали при изучении новой темы?

Как вы оцениваете своё участие на уроке?

                       Литература

       1.Арсирий А.Т. В  Страну знаний — с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. Путешествие первое / А.Т.Арсирий. –М.: Дрофа, 2004.—304 с.: ил.

     2.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2008.– 224с.

    3.Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки: Методическое пособие для учителей русского языка. Орфография. Фонетика. Графика. Лексика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. – Брянск: Курсив, 2006.– 206с.

4. Развитие УУД на уроках русского языка и литературы: сборник типовых заданий / О.Н. Зимнева. Под общей редакцией М.В.Бабкиной.—Курск : КИНПО (ПКИПП) СОО, 2012.— 47 с.

5Русский язык. 5-6 классы: поурочные планы по учебникам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (компакт-диск) – издательство “Учитель”, 2012.

6.Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред Н.М. Шанский. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012г.. – 317 с.