Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок русского языка в 5 классе

Методическая копилка - Русский язык

Сценарный план урока русского языка в 5 классе по теме

«Буквы з и с на конце приставок»

                                                          Разработала учитель русского языка Е. И. Анисимова

     Цель      урока: сформировать представление о способе действия при выборе букв з-с на конце приставок, научить обучающихся практическому применению этого правила в письменной речи.

 Задачи     

     Образовательные: научить обучающихся правильному написанию слов с буквами з-с на конце приставок, выработать навык практического применения данного правила.

     Развивающие: развивать способности обучающихся к новому способу действия, употреблению в письменной речи данного правила, расширить словарный запас обучающихся.

     Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию.

     Метапредметные УУД:   

     Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация, развитие этических чувств и регуляторов морального поведения, учебно-познавательный интерес, осознание ответственности за общее дело, установка на здоровый образ жизни, самооценка на основе критерия успешности.

      Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, познавательная инициатива, коррекция, самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, осуществление самоконтроля по результату и способу результатов действия, самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.

      Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиция в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения.

     Познавательные УУД: анализ, сравнение, классификация, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждения, построение речевых высказываний, подведение под понятие, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы, постановка познавательной цели, установление причинно-следственных связей, самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале, способов и условий действия, оценка результатов деятельности.

     Планируемые результаты        

Предметные:

Знать: условиями выбора написания буквы в приставках, оканчивающихся на з и с.

На основе знаний будут уметь  находить орфограммы в приставках, правильно писать согласную на конце приставки.  

Основные понятия: орфограмма, морфема, приставка.   

Ход урока

I.  Целеполагание и мотивация.

     Звучит фрагмент песни из мультфильма «Приключения кота Леопольда».

     Учитель. Как и герои этого чудесного мультфильма, мы преодолеем все преграды и трудности на пути добра и познания и будем дружить. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мы сегодня вместе с вами будем думать, выполнять интересные задания, пополнять словарный запас, чтобы ещё лучше знать свой родной русский язык.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

     Словарная работа в тетрадях: обучающиеся выписывают из стихотворения только те слова, в которых они могут объяснить написание приставок.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

     Я пришёл к тебе с приветом,

     Рас..казать, что солнце встало,

     Что оно горячим светом

     По листам з..трепетало;

          Рассказать, что лес пр..снулся,

          Весь пр..снулся, веткой каждой,

          Каждой птицей в..трепенулся

          И весенней полон жажды…           

                                                     А.А.Фет    

(Выписывают слова: встало, з..трепетало, пр..снулся)

     Пропускают: ра..сказать, в..трепенулся

     Учитель:

-В какой части слова находятся пропущенные орфограммы? (В приставке.)

-На какие группы делятся в русском языке приставки? (На изменяемые и неизменяемые.)

-Как вы объясните написание приставок, не изменяемых на письме?

-Какова же тема сегодняшнего урока? (Буквы з и с на конце приставок.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Работа в группах:

Задание: Понаблюдайте за произношением и правописанием приставок на З

и С по таблице. Сформулируйте правило правописания букв З и С в приставках.

1 группа: без- - бес-, воз- - вос-.

2 группа: вз- -вс-, из- - ис-.

3 группа: низ- - нис-, раз- - рас-.

без-

бес-

безвыходный – бесчувственный

в – ф

воз-

вос-

воззвать – восстание

г – к

вз-

вс-

взбежать – вспорхнуть

б – п

из-

ис-

издать – истолкование

д – т

низ-

нис-

низвергать – нисходить

в – х

раз-

рас-

развязать – расписание

ж – ш

IV. Построение проекта выхода из затруднения  («открытие» обучающимися нового знания).

     Предлагаю обучающимся сравнить пары слов, проанализировать, предложить свои варианты объяснения написания букв.

     (Обучающиеся сравнивают пары, анализируют, приходят к пониманию, что в одних случаях на конце приставок пишется буква з, в других – с. Формулируют правило правописания букв З и С в приставках.)

V. Реализация проекта.

     Работа в группах. На основе наблюдения обучающиеся строят схемы, показывают, комментируют, выбирают более удобную,  которая поможет при выборе буквы з и с на конце приставки. Учитель показывает свою схему.

БЕЗ                                                                          БЕС

ВОЗ                                                                        

ВЗ       (звонкие согласные)                                  

ИЗ                                                                          ИС

НИЗ                                                                        

РАЗ                                                                             РАС    

БЕС                                                                          БЕС                                                                        ВОС

ВОС     

ВС         (глухие согласные)                                                                          ИС

ИС                                                                        НИС

РАС                                                                             РАС    

-Динамическая пауза.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

     Предлагаю обучающимся сравнить свои выводы с теоретическим материалом учебника - § 83.

    Обучающиеся самостоятельно выполняют задания к упражнению 423, также выполняется работа над графическим обозначением изучаемой орфограммы. Первые два слова учитель сам пишет на доске, даёт образец рассуждения, графически обозначает условия выбора букв з или с.

VII. Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

     Упражнение 424. Выпишите слова с орфограммой «Буквы з и с на конце приставок» и обозначьте её графически. (Выполняют по собственной схеме или по образцу.)

-Какие слова вы не выписали, объясните почему.  

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1.На экране – две картины: восход солнца и цветущие растения.

Словарно-орфографическая работа. Слова рассвет и расцвет необходимо различать по их лексическому значению. Рассвет – время суток перед восходом солнца, начало утра, время, когда начинает светать. Расцвет – время появления цветков у растений, цветение растений. Слово расцвет имеет также переносное значение – наивысшая степень развития, подъема чего-либо. В русском языке есть еще одно слово цвет – со значением «окраска», от него образовались слова расцвечивать – окрашивать пестро, в яркие цвета; расцветка – сочетание красок, цветов.

Записывают в словарики:

Свет

Светать

Рассветать

Рассвет

Рассветный

Предрассветный

Цвет

Расцветать

Расцвет

Чтение обучающимся стихотворения

Встало из-за речки солнышко с рассветом,
Улеглось на поле розовым теплом,
Васильки проснулись и небесным светом
Улыбнулись солнцу: « С новым летним днём!»

Серебром сверкают нежные росинки
на зелёных листьях, на траве густой,
и играют радугой капельки-слезинки,
отражая блёстками лучик золотой.

А игривый ветер шелестит листвою,
Волны тихой речки гонит к берегам,
Выплывает солнце в небо голубое,
Согревая землю  на радость нам!

Галина Пятисотских

- Устно составьте предложение с одним из записанных слов с приставкой на изучаемоеправило.

2.На экране запись в виде таблицы.

Предлоги

Приставки

небо без звёзд

мотор без шума

достать из жара

образуется из пара

беззвёздное небо

бесшумный мотор

изжарить

испарение

Работа в группах. Каждая группа получает задание на листах-карточках.

-Сопоставьте предлоги без, из и приставки без-, из-, бес-, ис-. Объясните отличие в их написании.

-Объясните стечение согласных в слове беззвёздное (небо).

-Составьте словосочетания со словами изжарить, испарение.

3.Творческий диктант. Замените словосочетания одним словом с тем же значением и приставками без-, бес-. (Самостоятельная работа.)

     Ребёнок без забот, жидкость без цвета, дорога без конца, плач без звука, движение без шума, ночь без сна, человек без страха, даль без предела.

4.Мини-исследование. Каждая группа получает задание на листах-карточках.

     Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. (К. Чуковский.)

-Как вы понимаете высказывание К.И.Чуковского о приставках?

-Перед вами картина, изображающая величественнейшее явление природы - водопад. Каким вы его увидели?

-Прежде чем провести мини-исследование, надо преодолеть преграду – объяснить пропущенные орфограммы.

Водопад

     Перед нами мощ(?)ный поток в..ды, который бурно устремляет(?)ся вниз с б..льшой высоты. Далеко ра..носится грохот ни..вергающейся с обрыва в..ды. Всё кругом в..драгивает от шума. Бе..прерывно падает в..да и ра..сыпается (в)низу  на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в бе..молвн..м восхищении на это чрезвычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает в..допад в безоблач(?)ные дни, когда бе..численные капельки как бы растворяются в воздухе.

-В чем же отличие приставок, оканчивающихся на з и с от ранее изученных?

-Какие операции и в какой последовательности надо выполнить, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?

-Относится ли выявленная закономерность к какой-то одной части речи или она одинаково верна для всех известных частей речи?

Мини-исследование. Выписать слова, в которых приставка оканчивается на з-с, определить часть речи. Сделать вывод.

-Какую ещё одну часть речи вы добавите в своё исследование? Запишите в качестве примера слово, которое сегодня прозвучало на уроке и которое вы записали в свой словарик. (Рассвет.)

5.В нашем языке много пословиц о дружбе и друзьях. Вспомните и запишите некоторые из них. Поясните одну из пословиц.

-Объясните написание в этих словах приставок, изменяющихся и не изменяющихся на письме.

Пословицы о дружбе

1.Друга разжалобить – самому заплакать. 2.Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 3.Раздружится друг – хуже недруга.

IX. Домашнее задание. Задание даётся на выбор.

1)Составить текст, используя слова и предлоги на с. 175 – на «5»;

2)упр. 427 –на «4»;

3) упр.426 – кто оценивает свои знания несколько ниже.

X. Рефлексия учебной деятельности.

-Чем мы с вами занимались на уроке?

-Продолжите предложения

-Я узнал…

-Мне понравилось…

Учитель оценивает работу обучающихся, благодарит за урок и желает всем дружить.