Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Статья "Реализация деятельностного подхода в обучении математики"

Методическая копилка - Математика

     Реализация деятельностного подхода  в  обучении математике

                                                                           Бурцева Л. И.

                                                                           учитель математики

                                                                           МКОУ «Быковская средняя

                                                                            общеобразовательная школа»

                                                                           Горшеченского района

                                                                           Курской области»

                                                             Как пеликан, спасающий птенцов,

                                                             Грудь разодрав, поил своею кровью.

                                                             Учитель открывает мудрецов,

                                                             Живёт, довольный участью и ролью.

 

.

     Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Годы преподавания позволили мне увидеть противоречия в массовой практике:

$1         между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы;

$1         между репродуктивным восприятием математического материала отдельными обучающимися и необходимостью творческого преобразования их математической деятельности;

$1         между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

   Эти противоречия побудили меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей, умения учиться самостоятельно. В своей практике я реализую деятельностный подход в обучении математике, целью которого является не вооружение  знаниями,  не их  накопление, а формирование умений действовать со знаниемдела.

    Деятельностный подход – способ  организации  учебно -познавательной   деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.

     Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

    Я считаю, что можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Ведь не секрет, что в большинстве своем именно эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. 

     Думаю, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно ученика.

     Опыт показывает, что активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Но по заданию учителя на определённом этапе обучения обучающиеся сами могут сделать многое: определить и выделить главное, предусмотреть варианты проверки их знаний и умений, то есть как бы взять на себя роль учителя при объяснении нового материала.

      Очень важно организовать работу так, чтобы каждый ученик в результате такой работы почувствовал собственный рост («додумался», «как же я раньше до этого не дошёл», «да это же совсем просто» и т.п.).

    Считаю, что важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.

   Деятельностный подход включает в себя несколько этапов:

  I этап. Постановка учебной цели

  II этап. Открытие» детьми нового материала

  III этап.  Первичное закрепление

  IY. этап.  Самостоятельная работа с  проверкой в классе»

  Y этап.   Применение полученных знаний, умений и навыков на практике

   YI этап.  Контроль и коррекция знаний

   YII этап. Итоги урока. Рефлексия

          I этап.   Постановка учебной цели

Это этап мотивации и целеполагания деятельности.

     Учащиеся:

-выполняют задания, актуализирующие их знания.

     В задания включаются:

$1-         Проблемные вопросы, создающие «позицию», то есть проблемную ситуацию, личную значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит, не знаю как происходит, но могу узнать – мне это интересно!).

$1-         В итоге чётко формулируется цель.

Например, проблемная ситуация, решаемая в ходе изучения темы

«Объём прямоугольного параллелепипеда»  /математика ,  5класс/

                                  

            -Ребята, мы в школе решили организовать живой уголок и купили

           аквариум. Чтобы поддерживать жизнедеятельность обитателей ,

           воду в аквариуме нужно периодически менять.  А кто из вас может

            дать ответ на вопрос:

            -Сколько воды вместится в аквариум, если заполнить его до верха?

   В результате беседы формулируется цель: вычислить объём прямоугольного параллелепипеда.  Позиция учителя: не к классу с ответом, а с вопросом.  Позиция ученика: за познание мира.

                 II этап.  « Открытие» детьми нового материала

 Учащиеся сами решают проблему:

а) дискутируют, обсуждают, моделируют деятельность;

б) находят все возможные действия по решению проблемы;

в) применяют полученные знания, умения и навыки в изменённой ситуации   (работа в паре), осуществляют  взаимоконтроль.

Учитель:

а) предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей  к «открытию» нового знания;

б) в завершении  обсуждения подводит итог, знакомя учащихся с общепринятой  терминологией  и общепринятыми алгоритмами действий.

Этап  «открытия» детьми нового материала по теме «Раскрытие скобок»

/ математика, 6класс/ осуществляется следующим образом: ребята, давайте вспомним распределительный закон умножения a(b+с)=ав+ас,а теперь примените его к конкретному примеру +(–3x+2bm)= –3x+2bm.В ходе выполнения данного задания обучающиеся сами приходят к выводу о том, чтоесли перед скобками стоит знак «+»,то при раскрытии скобок знаки слагаемых в скобках сохраняются. Я обобщаю их выводы и формулирую правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+».

                         IIIэтап.  Первичное закрепление

   Осуществляется через:

$1-         комментирование каждой искомой ситуации;

$1-          проговаривание  вслух  установленных алгоритмов действий  (что  делаю и почему,  что идет и за чем,  что  должно получиться).

Данный этап приводит к усилению эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает  внутреннюю, посредством которой ведётся поисковая  работа в его сознании.

  Этап «Первичное закрепление» по теме «Прямоугольный параллелепипед» /математика, 5класс/

Какие предметы,  имеют форму прямоугольного  параллелепипеда?

     IY этап.  Самостоятельная  работа с проверкой в классе

Задача этапа

самоконтроль и самооценка деятельности.

Действия не сопровождаются громкой речью, а переходят во внутренний план.

Ученик  проговаривает  алгоритм действия  про  себя.

Очень важно на данном этапе создать для каждого ученика ситуацию успеха ( я могу)  и  чтобы  у  него  возникло  желание  закрепить  удачный  результат

  В своей практике применяю различные виды самостоятельных работ. С целью формирования умения работать с заданиями в тестовой форме предлагаю обучающимся выполнить  задания с выбором ответа.

Y этап.  «Применение полученных знаний умений  и навыков на

               практике»

$1-         Отработка и закрепление изученного материала;

$1-         Выведение изученного материала на уровень автоматизированного  умственного действия.

Закрепление материала не носит лишь воспроизводящий  характер, а ведётся параллельно с исследованием новых идей.

Поэтому  деятельностный   подход,  как правило, не предусматривает  уроков  «чистого»  закрепления.

   В своей практике часто использую задачи, приближённые к нашим условиям, например:

 Приближается весенняя пора, пора сельскохозяйственных работ. В КФХ «Костино - 1» Горшеченского района Курской области ежегодно перед севом определяют всхожесть семян. Для определения всхожести семян посадили 300 семян. Из них проросло 273. Каков процент всхожести?

                 YI этап.    Контроль и коррекция знаний

На данном этапе выполняется завершающая контрольная  работа.

Условия работы-

принцип минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль  по  нижней).

Для  ученика:

Негативная реакция школьников сводится к минимуму негативной реакции, эмоционального давления  ожидаемого результата  в виде отметок.

Задача  учителя:

Вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

                  

                   YII этап.     Итоги урока. Рефлексия

     

Действия учителя:                    Действия ученика:

контроль за результатом         Самостоятельное подведение

учебной деятельности,             итогов урока, самоанализ

 оценка знаний.                           и самооценка.

   Приведу пример этапа рефлексии.

    - Ребята, у каждого из вас на столе 3 жетона, выражающих настроение

           
           


                                                                                                      

 

  отличное                          равнодушное                      плохое

   -Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.

     -Ребята, обратите внимание на жетоны.  Что напоминают вам их  три  цвета?     /светофор/.

    -Будьте внимательны, переходите улицу только на зелёный свет, соблюдайте правила  дорожного движения!

 

   Результаты показывают, что реализация деятельностного подхода в обучении  математике способствует  формированию и развитию у учащихся умения учиться творчески, самостоятельно и ведёт к повышению качества  обучения.

                               Динамика  качества знаний

 
   

 


                                 

                               Средний бал по математике

                         (2006-2007 уч. г., 2007-2008 уч. г., 2008-2009 уч. г.)

 
   

 


     

    

        

   

      Деятельностный подход в обучении математики реализую и во внеуроч- ной работе. Обучающиеся не только являются активными участниками  различных  внеклассных мероприятий, но и их организаторами.  Это способствует выполнению социального заказа общества на самостоятельную, активную, с высоки интеллектуальным потенциалом современную личность.