Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок математике в 6 классе "Рациональные числа"

Методическая копилка - Математика

Урок математики в 6 классе

Учитель: Л. И. Бурцева

Тема урока: 

                                     Рациональные числа.

 

Цели урока:  

 

образовательная – познакомить обучающихся с понятием рациональ

                                        ного числа, учить записывать числа в виде

                                        рациональных чисел,  на примерах показать,

                                        что сумма, разность,  произведение, частное

                                        (если делитель отличен от нуля) рациональных

                                        чисел тоже рациональное число;

развивающая -         развивать у учащихся познавательный интерес к

                                      предмету, культуру выражения мыслей в

                                      письменной и устной речи;

воспитательная – воспитывать у учащихся доброжелательное отно-

                                       шение друг к другу, сострадание, уважение к стар-

                                       шим, бережливость.

Оборудование:        компьютер, компьютерная презентация по теме

                                 «Рациональные числа».

                                     Ход  урока:

I. Оргмомент.

   - Здравствуйте, ребята, садитесь.

                                 Посмотрите всё ль в порядке

                                 Ручки, книги и тетрадки.

                                  Долгожданный дан звонок,

                                  Начинается урок.

      -Сегодня девизом нашего урока будут слова русского писателя Антона Павловича Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».

           

            Слайд 1

            

     -Ребята, хотя у нас с вами урок математики, но мне хочется у вас спросить: какое событие, связанное с именем этого великого русского писателя, мы отмечали совсем недавно?

/150 лет со дня рождения писателя/

    - Молодцы, что знаете, а если сегодня мы будем

                                              думать  коллективно,

                                                решать оперативно,

                                               отвечать доказательно,

                                               писать старательно, то

                                    новые открытия ждут нас обязательно!

II. Актуализация знаний обучающихся.

Ребята, на прошлых уроках вы изучали деление и умножение положительных и отрицательных чисел. Давайте повторим эту тему.

             Устный счёт мы начинаем, что учили повторяем.

             Умножение и деление, повторение- мать учения!

    Ребята, ответы записывайте в тетрадь.

Слайд 2

           

          - Как перемножить два числа с разными знаками?

Слайд 3

            

Слайд 4

         

Слайд 5

         

            -  Как перемножить два отрицательных числа?

Слайд 6

           

       - Сформулируйте правило деления чисел, имеющих разные

знаки.

Слайд 7

          

Слайд 8

        

       - Сформулируйте правило деления отрицательного числа на  отрицательное.

Слайд 9

            

Слайд 10

        

         -По преданию, пеликан, живший в долине Нила, спас своих птенцов от смерти, напоив их своею кровью. На гербах древности обычно изображали пеликана, как символ безраздельной любви, участия, сострадания.

    - Ребята, как и эта птица, спасшая своих детей, ваши родители готовы на самопожертвование ради вас, поэтому и вы должны отвечать им уважением, любовью. И, конечно, радовать их своим поведением и успеваемостью. Поэтому, мы продолжаем нашу работу.

Ш. Изучение нового материала

                      Рациональные числа сегодня изучим.

                      Знания новые, прочные с вами получим.

                      Давайте вместе работать дружно.

                      Поверьте, ребята, вам это очень нужно!

   Итак,  откройте тетради и запишите тему нашего урока «Рациональные числа».

Слайд 11

          

     -Сегодня на уроке мы с вами  узнаем, какие числа называются рациональными числами, будем учиться писать числа в виде рациональных чисел.

    Это первый урок по данной теме.

      -Ребята, скажите мне, какое событие мы готовимся отметить 9 мая этого года?         /65-летие Победы в Великой Отечественной войне/

   - Все вы- будущие защитники нашей Родины: и мальчики, и девочки. Давайте представим, что Анатолий стал главнокомандующим, а командовать он будет государством чисел, которые живут на неопознанном математическом объекте (НМО). Вы должны опознать этот объект. Впервые ввёл его французский математик, физик, философ Рене Декарт.

  А вот вам подсказка:

           Среди пустыни чистого листа тянулась бесконечная страна.

           Начало было в ней отсчёта, и направленье указал ей кто-то.

            Отрезок единичный взят на ней.

           Так, что это, ребята, скажите поскорей.    /координатная прямая/

Слайд 12

          

    - Ребята, Анатолию не даёт покоя один вопрос: почему все жители его государства живут  вместе на одной координатной прямой, что их объединяет, каким общим признаком они обладают, в чём их сходство. Давайте вместе попытаемся решить эту проблему.

  Слайд 13

                

    -Сейчас Анатолий находится в штабе, то есть в начале координат, чтобы видеть всех жителей своего государства: и справа , и слева. Подумайте, если Анатолий вправо пойдёт, дивизию каких он чисел найдёт?              /натуральных/

   - Какие числа называют натуральными? Приведите примеры.

      5===…      Приведите свои примеры.

     А сейчас Анатолий влево идёт, дивизию каких он чисел найдёт?                  /отрицательных, противоположных натуральным/

      -5===…    Приведите свои примеры.

     -Натуральные числа, противоположные числа и нуль образуют…   /множество целых чисел/

    - На свободных местах между ними поселились полки дробных чисел: обыкновенные и десятичные дроби, смешанные числа. Они тоже бывают положительные и отрицательные, например:

Слайд 14

            

   -Ребята, если вы были внимательными, то заметили, каким общим признаком обладают числа, расположенные на координатной прямой? Как мы с вами их записывали? / в виде дроби, в числителе - целое число, а в знаменателе – дробное/

 Слайд 15

                 

   -Это тот общий признак, по которому все числа и объединились в одно государство, государство рациональных чисел, так вот каким государством командует Анатолий.

    -Ребята, вы раньше слышали слово  «рациональный»? Как вы думаете, что оно означает?

    Рациональный – разумно обоснованный, целесообразный.

Слайд 16

         

Слайд 17

          

  Слайд 18

         

Слайд 19

       

   -Ребята, а что вы знаете о делении на нуль? /делить на нуль нельзя!/

IY.  Минута релаксации

    -Ребята, сейчас давайте немножко отдохнём, мысленно передадим своему товарищу положительные эмоции, поделимся капелькою теплоты и добра. Улыбнёмся друг другу, создадим хорошее настроение и продолжим нашу работу.

Слад 20

       

   

Y. Закрепление изученного материала

                     -Мы в путь за наукой сегодня пойдём,

                     С дороги прямой никуда не свернём.

                     Чтоб тему новую нам закрепить,

                     Скорей поспешим мы примеры решить.

  Решим №1178 (первый и девятый  пример у доски)

  ;       ;

 №1179

б)  

    

YI.  Самостоятельная работа с проверкой в классе

Слад 21

       

         

      Ребята, какое сейчас время года?

     -А после весны наступит долгожданное  лето, пора каникул.

И кто- то из вас поедет на море.

    -Ребята, а какая в море вода (пресная или солёная)    /солёная/        

    - А мы с вами какую употребляем в пищу?                 /пресную/

    - А какой воды на нашей планете больше?   /пресная вода

                                                составляет две сотых всех водных ресурсов/

     - Как  вы думаете, это мало или много?           /мало/    

     - Поэтому воду надо беречь!    Вы должны хорошо и вовремя закрывать кран, не загрязнять водоёмы.  

 Слад 22

             

   -Ребята, когда мы с вами знакомились, я говорила вам, что живу в селе, которое называется Ключ. Как вы думаете, откуда произошло такое название?                          / из-под земли бьют родники, ключики/

   - В нашем селе есть Святой Источник, в котором тоже бьёт родник.

Я привезла вам из него воды, после занятия  вы сможете её попить,

она зарядит вас бодростью и положительной энергией.

Слад 23

             

YII. Итог урока. Рефлексия.

 -Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с понятием рационального числа, научились записывать числа в виде рационального числа. Узнали, что сумма, разность, произведение, частное, если делитель отличен от нуля, рациональных чисел тоже рациональное число.

Слад 24

            

   -Откройте дневники, запишите домашнее задание.

   - Сегодня за урок  вы получили следующие оценки…

    - У каждого из вас на столе 3 жетона, выражающих настроение

           
           


                                                                                                      

    отличное                          равнодушное                      плохое

   -Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.

     -Ребята, обратите внимание на жетоны.  Что напоминают вам их  три цвета?     /светофор/.

    -Будьте внимательны, переходите улицу только на зелёный свет, соблюдайте правила  дорожного движения!

Слад 25