Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок математики в 5 класса "Обыкновенные дроби"

Методическая копилка - Математика

Урок математики в 5 классе по теме "  Обыкновенные дроби."

Учитель: Л. И. Бурцева

Цели урока:  

образовательная – познакомить учащихся с понятием обыкновенной

                                        дроби, числителя и знаменателя дроби,  

                                       формировать навыки  записи обыкновенных

                                       дробей, их чтения, понимание смысла

                                       обыкновенных дробей;

развивающая -         развивать у учащихся интерес к предмету, мате-

                                       матическую речь, творческое мышление на приме-

                                       рах  применения обыкновенных дробей в жизни;

воспитательная – воспитывать у учащихся чувство ответственности,

                                       аккуратность, бережливость.

Оборудование:         комплект «Доли и дроби», модель часов, компью –

                                      тер, компьютерная презентация по теме «Обыкно-

                                      венные дроби».

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, познавательный интерес, необходимость приобретения новых знаний.        

Метапредметные УУД:                                                                

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные:

формировать навыки записи и чтения обыкновенных дробей

Коммуникативные:

воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

$1      Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)

$1      Наглядный

$1      Проблемно-поисковый

$1      Эвристическая беседа

Формы работы:

$1·        Фронтальная

$1·        Групповая

$1·        Индивидуальная

                                     Ход  урока:

$1I.                  Организационный этап

Формируемые УУД:

Личностные: смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

 - Здравствуйте, ребята, садитесь.

    Посмотрите всё ль в порядке ручки, книги и тетрадки.

     Долгожданный дан звонок, начинается урок.

-Сегодня девизом нашего урока будут слова русского писателя Антона Павловича Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».         

- Ребята, давайте сегодня мы будем

думать  коллективно,   решать оперативно,

отвечать доказательно, ив этом случае  новые

открытия ждут нас обязательно.

II. Актуализация знаний обучающихся. 

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, структурирование знаний.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2)     актуализировать     мыслительные     операции,     необходимые     и достаточные  для  восприятия  нового  материала:  сравнение,   анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия;

4)    зафиксировать    индивидуальное    затруднение    в  

деятельности, демонстрирующее   на  личностно  значимом   уровне недостаточность имеющихся    знаний.

Много с числами хлопот, уж такой они народ,

Ну а если станут в ряд, то с тобой заговорят.

  -   Ребята, если вы верно найдёте значение выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитаете   тему        нашего     урока

/на экране слайд 1 презентации/.

Слайд 1

     

 

Ш. Изучение нового материала

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.

Регулятивные:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,  учёт разных мнений учащихся.

Слайд 2

 

    

    - Итак, тема нашего урока «Обыкновенные дроби».

 Цель урока – узнать какие числа называются обыкновенными дро – бями, как они записываются, читаются, что означают.

                       Изучим мы сегодня числа новые.

                       В отличие  от других они особые.

                       Внимательными будьте и примерными,

                       Чтоб знания иметь отменные по теме

                        «Дроби обыкновенные».

     - Под таким девизом и пройдёт наш урок.

     - Скажите, ребята, какую форму имеет  ученическая  тетрадь?

        /прямоугольника/

     - Как вычислить площадь прямоугольника?

        /Надо найти произведение его длины и ширины/.

     - Давайте выполним практическое задание:

       измерим длину и ширину вашей тетради и полученный ответ

выразим с сантиметрах.

Учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией:

у них получилось 17 см и 3 мм, они не могут записать это число только

в сантиметрах.

    - Эту проблему мы решим позже, когда познакомимся с новыми числами- обыкновенными дробями, а сейчас я предлагаю провести вам эксперимент  с  неопознанным математическим объектом (НМО)

Угадайте, что это за объект?

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

                

                                              /Мандарин/

   После опознания объекта обучающиеся убеждаются, что он разделён на части (доли).

      - Сосчитайте сколько у вас долек?   ( их может быть 7 или 8, …)

Возьмите в руку одну дольку – это будет одна седьмая (восьмая,…)

А записывается такое число вот так

                                                                        

      - Число, записанное с помощью двух   натуральных чисел,

разделённых чертой, называют обыкновенной дробью.

      - Число, стоящее над чертой называют числителем дроби, под чертой – знаменателем дроби.

Знаменатель показывает на сколько долей делят целое, а числитель –

сколько таких долей взято.

      - Назовите числитель и знаменатель  получившихся у вас дробей.

Запишите в тетрадь полученные дроби.

     - А сейчас я расскажу вам сказку.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4  

                        

       - Жили-были в двухэтажном домике два брата. Тот, кто жил на втором этаже, любил быть чистеньким и часто мылся, поэтому его назвали Числитель. А тот, который жил на первом этаже, мыться не любил, да ещё Числитель выливал воду из окна и забрызгивал брата.

Поэтому он и был забрызганный, замазанный, его и назвали Знаме- натель. Так и пошло, чистый – сверху, числитель, забрызганный – снизу, знаменатель.

 

 

IY.  Первичное усвоение новых знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выбор способов решения, контроль, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение точно и чётко выражать свои мысли,  аргументация своего мнения,  учёт разных мнений учащихся.

1). Работа с комплектом «Доли и дроби».

/Один ученик работает на магнитной доске, остальные записывают в тетради, полученные дроби, и так по цепочке дети выходят к доске/.

 


                                                            1

2) Работа с моделью часов.

                                   

                      Ведут часы секундам счёт, ведут минутам счёт.

                      Часы того не подведут кто время бережёт.

   - Время надо ценить. Какие поговорки о времени вы знаете?

/ «Минута час бережет», «Время дороже денег», «Делу время потехе час», …/

   - Потерянное  впустую время вернуть нельзя. Вы должны научиться

правильно распределять своё время.

     а) работа с часовой стрелкой знакомит обучающихся с дробями       ;  ; ; … =1

  

    б)  при работе с минутной стрелкой записываем дроби

                                            

;  ; ; … =1

   3)   - А сейчас, ребята,  давайте решим проблемную ситуацию, возникшую в  начале  урока.

   -Какую часть от миллиметра составляет  1 сантиметр?

1мм =см,    значит  3мм =см,    17 см 3мм = 17 см

   - У последнего числа есть целая часть и дробная, такие числа мы изучим позже, научимся выполнять с ними действия, тогда вычислим

площадь тетради.

  

4)                       В биологию тропинку 

                           одолеем без запинки.

                           Вспомним воздуха состав,

                            что  такое   океан.

 

Слайд 5

                       

   -Рассмотрим карту   мира. Какой цвет преобладает на ней?

/Голубой/.

   -Это вода. Поверхность земного шара состоит из воды и суши.

 «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь»

                                                                                                   А. Сент-Экзюпери

 

 

 

Слайд 6

 

              

 

 

-Воды  Мирового океана (солёная вода) составляют большую часть.

Пресная вода составляет от всех вод.  запаса пресной воды находится в ледниках Антарктиды и Арктики, в зоне вечной мерзло- ты, в твёрдом состоянии. Такую воду нельзя использовать без предва- рительной обработки. И лишь   часть запаса пресной воды – живая вода. Это вода, которая позволяет сохранить жизнь на Земле.

Вода ничего не стоит только тогда, когда её достаточно. А когда её нет, дороже ничего не найти на свете.

    - А какая вкусная вода на нашем родничке!

                   

                                  Святой источник, с. Ключ

 

- Давайте вспомним, что представляет собой воздух?    /Смесь газов/.

Слайд 7

 

                  

 

- Что входит в состав примесей?

/Частицы дыма, пыли, инертные газы/

- Ребята, мы с вами затронули очень важную проблему – охрана

окружающей среды!

Минута релаксации.

  - Ребята, в нашем классе спрятались новые числа, с которыми мы сегодня познакомились, давайте их найдём.

/Дети под музыку собирают числа, заранее разложенные в классе/.

Историческая  справка

 

 Слайд 8

 

                   

Самой первой появилась дробь , её называют половиной,

позже - , её называют треть,  –четверть.

  У египтян были свои обозначения обыкновенных дробей.

 

 

 

 

 

 

YI.  Первичная проверка понимания

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Коммуникативные: выражение своих мыслей,  учёт разных мнений учащихся.

Цель:

проверить своё умение записывать и читать обыкновенные дроби, понимать их смысл на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Задание 1.

 

а) стр. 140, №884  /устно/;     б) стр.140, №889 /самопроверка/

Задание 2.

 

/выполнение заданий в тестовой форме/.

Обведите кружком правильный ответ на вопрос:

1. Дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9, записывается так

     А.                   Б.

2. Дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 7 больше, записывается так

     А.                   Б.                         В.                   Г.

3.Запишите дробь  семь пятых

                                                                          Ответ    ________.

4. Нарисуйте стрелками соответствие

 
   

 


                                                                                                  

 

 
   

 


 

                                                     

                                                          

                                

                                                                   

                                                                                    

                                                                                                         

 
   

 


                                                                                            

5.    Четверть                Треть              Половина

                                                     

 

 

YII.  Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

 

    стр. 144 №925;     926

По желанию – придумать занимательную историю, сказку

 об обыкновенных дробях.

 

YIII. Рефлексия. Подведение итогов.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха/

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное  на уроке понятие обыкновенных дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

-Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с обыкновенными дробями. Давайте вспомним какое число называется обыкновенной дробью? Что означает числитель дроби? Что показывает знаменатель дроби?

 

Слайд 9

            

 

     - Сегодня за урок  вы получили следующие оценки…

    - У каждого из вас на столе 3 жетона, выражающих настроение

           
           


                                                                                                      

    отличное                          равнодушное                      плохое

   -Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.        

     -Ребята, обратите внимание на жетоны.  Что напоминают вам их  три цвета?     /светофор/.

    -Будьте внимательны, переходите улицу только на зелёный свет, соблюдайте правила  дорожного движения!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:  Обыкновенные дроби.

Цели урока:  

образовательная – познакомить учащихся с понятием обыкновенной

                                        дроби, числителя и знаменателя дроби,  

                                       формировать навыки  записи обыкновенных

                                       дробей, их чтения, понимание смысла

                                       обыкновенных дробей;

развивающая -         развивать у учащихся интерес к предмету, мате-

                                       матическую речь, творческое мышление на приме-

                                       рах  применения обыкновенных дробей в жизни;

воспитательная – воспитывать у учащихся чувство ответственности,

                                       аккуратность, бережливость.

Оборудование:         комплект «Доли и дроби», модель часов, компью –

                                      тер, компьютерная презентация по теме «Обыкно-

                                      венные дроби».

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, познавательный интерес, необходимость приобретения новых знаний.        

Метапредметные УУД:                                                                

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные:

формировать навыки записи и чтения обыкновенных дробей

Коммуникативные:

воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

$1      Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)

$1      Наглядный

$1      Проблемно-поисковый

$1      Эвристическая беседа

Формы работы:

$1·        Фронтальная

$1·        Групповая

$1·        Индивидуальная

                                     Ход  урока:

$1I.                  Организационный этап

Формируемые УУД:

Личностные: смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

 - Здравствуйте, ребята, садитесь.

    Посмотрите всё ль в порядке ручки, книги и тетрадки.

     Долгожданный дан звонок, начинается урок.

-Сегодня девизом нашего урока будут слова русского писателя Антона Павловича Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».         

- Ребята, давайте сегодня мы будем

думать  коллективно,   решать оперативно,

отвечать доказательно, ив этом случае  новые

открытия ждут нас обязательно.

II. Актуализация знаний обучающихся. 

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, структурирование знаний.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2)     актуализировать     мыслительные     операции,     необходимые     и достаточные  для  восприятия  нового  материала:  сравнение,   анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия;

4)    зафиксировать    индивидуальное    затруднение    в  

деятельности, демонстрирующее   на  личностно  значимом   уровне недостаточность имеющихся    знаний.

Много с числами хлопот, уж такой они народ,

Ну а если станут в ряд, то с тобой заговорят.

  -   Ребята, если вы верно найдёте значение выражений и расположите ответы в порядке убывания, то прочитаете   тему        нашего     урока

/на экране слайд 1 презентации/.

Слайд 1

     

 

Ш. Изучение нового материала

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.

Регулятивные:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,  учёт разных мнений учащихся.

Слайд 2

 

    

    - Итак, тема нашего урока «Обыкновенные дроби».

 Цель урока – узнать какие числа называются обыкновенными дро – бями, как они записываются, читаются, что означают.

                       Изучим мы сегодня числа новые.

                       В отличие  от других они особые.

                       Внимательными будьте и примерными,

                       Чтоб знания иметь отменные по теме

                        «Дроби обыкновенные».

     - Под таким девизом и пройдёт наш урок.

     - Скажите, ребята, какую форму имеет  ученическая  тетрадь?

        /прямоугольника/

     - Как вычислить площадь прямоугольника?

        /Надо найти произведение его длины и ширины/.

     - Давайте выполним практическое задание:

       измерим длину и ширину вашей тетради и полученный ответ

выразим с сантиметрах.

Учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией:

у них получилось 17 см и 3 мм, они не могут записать это число только

в сантиметрах.

    - Эту проблему мы решим позже, когда познакомимся с новыми числами- обыкновенными дробями, а сейчас я предлагаю провести вам эксперимент  с  неопознанным математическим объектом (НМО)

Угадайте, что это за объект?

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

                

                                              /Мандарин/

   После опознания объекта обучающиеся убеждаются, что он разделён на части (доли).

      - Сосчитайте сколько у вас долек?   ( их может быть 7 или 8, …)

Возьмите в руку одну дольку – это будет одна седьмая (восьмая,…)

А записывается такое число вот так

                                                                        

      - Число, записанное с помощью двух   натуральных чисел,

разделённых чертой, называют обыкновенной дробью.

      - Число, стоящее над чертой называют числителем дроби, под чертой – знаменателем дроби.

Знаменатель показывает на сколько долей делят целое, а числитель –

сколько таких долей взято.

      - Назовите числитель и знаменатель  получившихся у вас дробей.

Запишите в тетрадь полученные дроби.

     - А сейчас я расскажу вам сказку.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4  

                        

       - Жили-были в двухэтажном домике два брата. Тот, кто жил на втором этаже, любил быть чистеньким и часто мылся, поэтому его назвали Числитель. А тот, который жил на первом этаже, мыться не любил, да ещё Числитель выливал воду из окна и забрызгивал брата.

Поэтому он и был забрызганный, замазанный, его и назвали Знаме- натель. Так и пошло, чистый – сверху, числитель, забрызганный – снизу, знаменатель.

 

 

IY.  Первичное усвоение новых знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выбор способов решения, контроль, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение точно и чётко выражать свои мысли,  аргументация своего мнения,  учёт разных мнений учащихся.

1). Работа с комплектом «Доли и дроби».

/Один ученик работает на магнитной доске, остальные записывают в тетради, полученные дроби, и так по цепочке дети выходят к доске/.

 


                                                            1

2) Работа с моделью часов.

                                   

                      Ведут часы секундам счёт, ведут минутам счёт.

                      Часы того не подведут кто время бережёт.

   - Время надо ценить. Какие поговорки о времени вы знаете?

/ «Минута час бережет», «Время дороже денег», «Делу время потехе час», …/

   - Потерянное  впустую время вернуть нельзя. Вы должны научиться

правильно распределять своё время.

     а) работа с часовой стрелкой знакомит обучающихся с дробями       ;  ; ; … =1

  

    б)  при работе с минутной стрелкой записываем дроби

                                            

;  ; ; … =1

   3)   - А сейчас, ребята,  давайте решим проблемную ситуацию, возникшую в  начале  урока.

   -Какую часть от миллиметра составляет  1 сантиметр?

1мм =см,    значит  3мм =см,    17 см 3мм = 17 см

   - У последнего числа есть целая часть и дробная, такие числа мы изучим позже, научимся выполнять с ними действия, тогда вычислим

площадь тетради.

  

4)                       В биологию тропинку 

                           одолеем без запинки.

                           Вспомним воздуха состав,

                            что  такое   океан.

 

Слайд 5

                       

   -Рассмотрим карту   мира. Какой цвет преобладает на ней?

/Голубой/.

   -Это вода. Поверхность земного шара состоит из воды и суши.

 «Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь»

                                                                                                   А. Сент-Экзюпери

 

 

 

Слайд 6

 

              

 

 

-Воды  Мирового океана (солёная вода) составляют большую часть.

Пресная вода составляет от всех вод.  запаса пресной воды находится в ледниках Антарктиды и Арктики, в зоне вечной мерзло- ты, в твёрдом состоянии. Такую воду нельзя использовать без предва- рительной обработки. И лишь   часть запаса пресной воды – живая вода. Это вода, которая позволяет сохранить жизнь на Земле.

Вода ничего не стоит только тогда, когда её достаточно. А когда её нет, дороже ничего не найти на свете.

    - А какая вкусная вода на нашем родничке!

                   

                                  Святой источник, с. Ключ

 

- Давайте вспомним, что представляет собой воздух?    /Смесь газов/.

Слайд 7

 

                  

 

- Что входит в состав примесей?

/Частицы дыма, пыли, инертные газы/

- Ребята, мы с вами затронули очень важную проблему – охрана

окружающей среды!

Минута релаксации.

  - Ребята, в нашем классе спрятались новые числа, с которыми мы сегодня познакомились, давайте их найдём.

/Дети под музыку собирают числа, заранее разложенные в классе/.

Историческая  справка

 

 Слайд 8

 

                   

Самой первой появилась дробь , её называют половиной,

позже - , её называют треть,  –четверть.

  У египтян были свои обозначения обыкновенных дробей.

 

 

 

 

 

 

YI.  Первичная проверка понимания

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Коммуникативные: выражение своих мыслей,  учёт разных мнений учащихся.

Цель:

проверить своё умение записывать и читать обыкновенные дроби, понимать их смысл на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Задание 1.

 

а) стр. 140, №884  /устно/;     б) стр.140, №889 /самопроверка/

Задание 2.

 

/выполнение заданий в тестовой форме/.

Обведите кружком правильный ответ на вопрос:

1. Дробь, у которой числитель 5, а знаменатель 9, записывается так

     А.                   Б.

2. Дробь, у которой числитель 2, а знаменатель на 7 больше, записывается так

     А.                   Б.                         В.                   Г.

3.Запишите дробь  семь пятых

                                                                          Ответ    ________.

4. Нарисуйте стрелками соответствие

 
   

 


                                                                                                  

 

 
   

 


 

                                                     

                                                          

                                

                                                                   

                                                                                    

                                                                                                         

 
   

 


                                                                                            

5.    Четверть                Треть              Половина

                                                     

 

 

YII.  Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

 

    стр. 144 №925;     926

По желанию – придумать занимательную историю, сказку

 об обыкновенных дробях.

 

YIII. Рефлексия. Подведение итогов.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха/

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное  на уроке понятие обыкновенных дробей;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

-Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с обыкновенными дробями. Давайте вспомним какое число называется обыкновенной дробью? Что означает числитель дроби? Что показывает знаменатель дроби?

 

Слайд 9

            

 

     - Сегодня за урок  вы получили следующие оценки…

    - У каждого из вас на столе 3 жетона, выражающих настроение

           
           


                                                                                                      

    отличное                          равнодушное                      плохое

   -Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.        

     -Ребята, обратите внимание на жетоны.  Что напоминают вам их  три цвета?     /светофор/.

    -Будьте внимательны, переходите улицу только на зелёный свет, соблюдайте правила  дорожного движения!