Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок математики в 6 классе "Сложение чисел с помощью координатной прямой"

Методическая копилка - Математика

                                                    Разработала:

                                                                  учитель математики

                                                                  МКОУ «Ключёвская основная

                                                                  общеобразовательная школа»

                                                                  Бурцева Любовь Ивановна.

                              

                                  

                                                

Тема урока: 

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

 

Цели урока:  

 

образовательная – познакомить обучающихся со сложением  поло-

                                       жительных и отрицательных чисел с помощью

                                       координатной прямой, отрабатывать изученное

                                       умение при решении упражнений;

развивающая -         развивать у учащихся познавательный интерес к

                                      предмету, культуру выражения мыслей в

                                      письменной и устной речи;

воспитательная – воспитывать у учащихся доброжелательное отно-

                                       шение друг к другу, сострадание, уважение к стар-

                                       шим бережливость.

Оборудование:        компьютер, компьютерная презентация по теме

                                 «Сложение чисел с помощью координатной прямой»,

                                    мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, познавательный итерес, необходимость приобретения новых знаний.           

Метапредметные УУД:                                                                

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания,контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Познавательные:

формировать навыки сложение чисел с помощью координатной прямой.

Коммуникативные:

воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

$1      Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)

$1      Наглядный

$1      Проблемно-поисковый

$1      Эвристическая беседа

Формы работы:

$1·        Фронтальная

$1·        Групповая

$1·        Индивидуальная

                                     Ход  урока:

$1I.                  Организационный этап

Формируемые УУД:

Личностные: смыслообразование

Познавательные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока.

 - Здравствуйте, ребята, садитесь.

    Посмотрите всё ль в порядке ручки, книги и тетрадки.

     Долгожданный дан звонок, начинается урок.

      -Сегодня девизом нашего урока будут слова русского писателя Антона Павловича Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».         

            Слайд 1

            

     -Ребята, хотя у нас вами урок математики, но мне хочется у вас спросить: какое событие, связанное с именем этого великого русского писателя, мы отмечали совсем недавно?

/150 лет со дня рождения писателя/

   - Молодцы, что знаете, а если сегодня мы будем

   думать  коллективно,   решать оперативно,

  отвечать доказательно, то  новые открытия ждут нас обязательно.

II. Актуализация знаний обучающихся. 

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, структурирование знаний.

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Цель:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

2)     актуализировать     мыслительные     операции,     необходимые     и достаточные  для  восприятия  нового  материала:  сравнение,   анализ, обобщение;

3) зафиксировать все повторяемые понятия;

4)    зафиксировать    индивидуальное    затруднение    в  

деятельности, демонстрирующее   на  личностно  значимом   уровне недостаточность имеющихся    знаний.

    -Ребята, сейчас какое время года?              /зима/

   - Какая сегодня температура?                    /5 градусов мороза/

    - Как можно сказать по-другому?           /5 градусов ниже нуля/

    - Каким числом можно записать эту температуру?      /-5/

Слайд 2

         

     -А вслед за зимой наступит весна, пора пробуждения природы.

Растает снег. Кто из вас знает при какой температуре тает снег?    /0/

Слайд 3

          

       - А среднемесячная температура в апреле составляет примерно 15 градусов. Как по-другому можно записать это число? /15 градусов   выше нуля/

          - Каким числом можно это записать?    /+15/

Слайд 4                         

           

     -А после весны наступит долгожданное  лето, пора каникул.

И кто- то из вас поедет на море.

    -Ребята, а какая в море вода (пресная или солёная)    /солёная/        

    - А мы с вами какую употребляем в пищу?                 /пресную/

    - А какой воды на нашей планете больше?   /пресная вода

                                                составляет две сотых всех водных ресурсов/

     - Как  вы думаете, это мало или много?           /мало/

   

     - Поэтому воду надо беречь!    Вы должны хорошо и вовремя закрывать кран, не загрязнять водоёмы.  

Слад 5

             

 -Ребята, когда мы с вами знакомились, я говорила вам, что живу в селе, которое называется Ключ. Как вы думаете, откуда произошло такое название?                          / из-под земли бьют родники, ключики,/

   - В нашем селе есть Святой Источник, в котором тоже бьёт родник.

Я привезла вам из него воды, после занятия  вы сможете её попить,

она зарядит вас бодростью и положительной энергией.

Слад 6

             

   -А пока мы продолжим нашу работу.

Ш. Изучение нового материала

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания.

Регулятивные:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения,  учёт разных мнений учащихся.

                      -Сложение чисел с помощью прямой

                        мы начинаем изучать все дружно.

                       Ты знания новые себе, дружок, открой.

                       Ведь вам, ребята, это очень нужно!

    - Итак, откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Слайд 7

              

    -Цель нашего урока – научиться складывать положительные и отрицательные числа с помощью координатной прямой, применять полученные знания при решении упражнений.

Это первый урок по данной теме.

   -Ребята, давайте вспомним, что такое координатная прямая?

   -Что называют координатой точки?

   -Что такое модуль числа?

    -Последняя изученная вами тема «Изменение величин», давайте её вспомним.  

Слайд 8

              

   -Таким образом, температура стала равна сумме первоначального значения и изменения.   Результат увеличился по сравнению с начальной температурой.

Слад 9

            

    -Результат уменьшился по сравнению с начальной температурой.

    -Ребята, а  -5 - это какое число?                 /отрицательное/

    - Вы, конечно знаете. что отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и дробей. Люди относились к ним с недоверием. Они толковались как долг, недостача. Многие считали их «ложными», в отличие от положительных чисел – «истинных». Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика. физика и философа Рене Декарта. Именно он ввел координатную прямую, с которой мы с вами сейчас и поработаем.

Слад 10

           

   -Ребята, скажите мне какое событие мы готовимся отметить 9 мая этого года?         /65-летие Победы в Великой Отечественной войне/

 

 - Все вы будущие защитники нашей Родины, и мальчики, и девочки. Представив себе, что Анатолий стал разведчиком и выполняет секретное задание. Сейчас он находится на расстоянии 2 км восточнее штаба. Обратите внимание на масштаб: 1 ед. отр. = 1 км.

    -А что называется масштабом?

   -Спустя некоторое время Анатолий стал двигаться в противоположном направлении, на запад и прошёл 5 км.

   -Где по отношению к штабу окажется Анатолий?

Слайд 11

        

   -А чтобы проверить наш ответ, давайте поучимся складывать числа с помощью координатной прямой.

     -Изобразите в тетради координатную прямую.

     -Найдём сумму чисел   1+4. При перемещении  точки А(1) на 4 единичных отрезка, т. е. на 4 единичных отрезка вправо, она переходит в точку В(5). Значит   1+4 =5

Слад 12

         

   -Сравним результат и первоначальное значение.  В первом случае результат увеличился, во втором уменьшился. Вывод: от прибавлении положительного числа результат увеличивается, а от прибавлении отрицательного числа  уменьшается.

  Слайд 13

            

Слад 14

           

IY.  Первичное усвоение новых знаний.

Формируемые УУД:

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, выбор способов решения, контроль, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, умение точно и чётко выражать свои мысли,  аргументация своего мнения,  учёт разных мнений учащихся.

Минута релаксации

    -Ребята, сейчас давайте немножко отдохнём, мысленно передадим своему товарищу положительные эмоции, поделимся капелькою теплоты и добра. Улыбнёмся друг другу, создадим хорошее настроение и продолжим нашу работу.     

                    -Мы в путь за наукой сегодня пойдём

                     С дороги прямой никуда не свернём.

                     Чтоб тему новую нам закрепить,

                     Скорей поспешим мы примеры решить.

 Решаем примеры с выбором ответа. Один ученик у доски (по цепочке), остальные в тетрадях. Задания на карточках.

   - Ребята, примеры записывайте столбиком, так как ответы на них нам понадобятся позже.

          

         

        

    

         

             

            

            

YI.  Первичная проверка понимания

Формируемые УУД:

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка.

Коммуникативные: выражение своих мыслей,  учёт разных мнений учащихся.

Цель:

проверить своё умение применять правило сложения чисел с помощью координатной прямой на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Задание1.

         

       

    -По преданию, пеликан, живший в долине Нила, спас своих птенцов от смерти, напоив их своею кровью. На гербах древности обычно изображали пеликана, как символ безраздельной любви, участия, сострадания.

    - Ребята, как и эта птица, спасшая своих детей, ваши родители готовы на самопожертвование ради вас, поэтому и вы должны отвечать им уважением, любовью.

Задание 2.

        

YII.  Информация о домашнем задании. Инструктаж пр его выполнению.

            

YIII.Рефлексия. Подведение итогов.

Формируемые УУД:

Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха/

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке правило сложения чисел с помощью координатной прямой;

2) оценить собственную деятельность на уроке.

     -Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились со сложением положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой.

   -Узнали, что прибавить к числу а число в – значит изменить число а на в единиц. Любое число от прибавления положительного числа увеличивается, а от прибавления отрицательного уменьшается.

          

  

   - Сегодня за урок  вы получили следующие оценки…

    - У каждого из вас на столе 3 жетона, выражающих настроение

           
           


                                                                                                      

    отличное                          равнодушное                      плохое

   -Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.